В Кольском научном центре РАН провели междисциплинарный семинар, посвященный завершению гранта РГО

Карбас и ворот на тоне Малая Крутая. Фото К. Поповой

22 марта в Кольском научном центре прошел междисциплинарный семинар “Роль коренных народов и населения длительного проживания в формировании экосистем Кольского Севера”, посвященный актуальной теме: как присутствие человека влияет на окружающую его природную среду, как ее меняет и как позволяет выявить следы тех, кто эту землю давно покинул.

Результаты работы по проекту РГО “Влияние хозяйственной деятельности поморов на историю расселения растений в Арктической зоне Российской Федерации” представили Михаил Кожин, Евгений Боровичев, Ксения Попова и Наталья Кириллова. Ученые посетили разные участки Терского берега, начиная от Умбы и далее на восток и северо-восток, до устья реки Поной. Углубленно были обследованы окрестности Порьей губы, Кашкаранцев, Кузреки, Чаваньги и Сосновки.

7.jpg


Тоня Пинежская в районе села Чаваньги. Фото К. Поповой

Маршруты планировались по “Материалам к познанию Русского рыболовства”, выпущенных в 1914 году для Департамента земледелия. Всего при обследовании флоры пяти поморских сел и 98 тоней обнаружили 420 видов сосудистых растений. Шесть видов оказались новыми для региона. Больше всего чужеродных – на Чаваньгских тонях. Оказалось, что в местах ведения промысла широко распространены такие чужеродные виды, как пырей ползучий, льнянка обыкновенная, чертополох курчавый, пижма обыкновенная, пикульник двунадрезаный, купырь лесной, марь белая, клевер ползучий и крапива двудомная.

4.jpg


Брошенный старый карбас в долине реки Китовки. Фото К. Поповой

Михаил Кожин рассказал о поморах и морских промыслах, как они обживали разные участки Терского берега, и, кроме поселений и деревень, организовывали тони – участки преимущественно для сезонного житья во время путины. К началу XX века таких тоней на Терском берегу насчитывалось более 460. Они располагались практически через каждые 500 метров!

Поморы не только освоили берег ради хозяйственной деятельности, но и изменили его природу. Вместе с людьми прибывали на Север и несвойственные ему растения. Прибывали по-разному: на подошвах обуви, с привозными сеном для питания скота, как засорители семян для сева и отходов питания. Например, зверобой пятнистый был впервые обнаружен на покосных лугах возле Умбы в середине XIX века – туда его семена завезли, вероятно, с сеном. А вот череду лучистую скорее всего принесло штормами. Лесной купырь “переехал” на Терский берег, зацепившись за одежду переселенцев и шерсть их животных. Указать на места, где раньше жили люди, способен иван-чай – местный вид Мурманской области, который образует заросли на нарушенных участках, например на брошенных тонях.

1.jpg


Брошенный карбас близ села Кашкаранцы. Фото М. Кожина

Участники проекта выполнили фиксацию четырех тысяч наблюдений местонахождений сосудистых растений, сделали 234 полных геоботанических описания, собрали более тысячи гербарных образцов – они переданы на хранение в Полярно-альпийский ботанический сад-институт, Институт проблем промышленной экологии Севера и МГУ имени М.В. Ломоносова. В ходе экспедиции было установлено местонахождение 103 тоневых участков по признакам растительности, а не только по архивным материалам.

Ксения Попова в материалах доклада наглядно показала, как выглядят сегодня тоневые участки: их можно определить зачастую лишь по оставленным приспособлениям для рыбной ловли – вешалам, воротам, ледникам и сетницам, под которыми или рядом с которыми образуются новые растительные сообщества. А Наталья Кириллова познакомила собравшихся с особенностями растительного покрова тоневых участков восточной части Терского берега, самого отдаленного и труднодоступноголо штормами. Лесной купырь “переехал” на Терский берег, зацепившись за одежду переселенцев и шерсть их животных. Указать на места, где раньше жили люди, способен иван-чай – местный вид Мурманской области, который образует заросли на нарушенных участках, например на брошенных тонях.

img_20220723_114353.jpg


Брошенные доры в селе Сосновка. Фото Н. Кирилловой

Евгений Боровичев рассказал об охраняемых видах растений Мурманской области в местах ведения поморского промысла. Среди наиболее ценных находок выделяется очень редкое растение солнцецвет арктический. Ранее Мурманской области оно было изветсно только на Турьем мысу. В рамках проекта солнцецвет Ксения Попова и Анна Разумовская обнаружили на Крутой горе и в районе устья реки Китовка. Такие открытия дают представление о том, как шло послеледниковое развитие нашей области.

3.jpg


Остатки ледников и амбаров на тоне Умбский невод близ села Кашкаранцы. Фото К. Поповой

Отвечая на вопросы коллег о практической пользе исследований, Михаил Кожин подчеркнул: вся эта информация важна и с ботанической, и с природоохранной, и с исторической точек зрения, а также для развития туристической отрасли региона. Ведь можно и проложить новый путь по Кольскому – старинный поморский, и показать гармоничность сосуществования человека и природы или то, как использовать природные ресурсы, не разрушая экосистемы.

В рамках выполнения проекта была подготовлена брошюра “Как поморы влияли на расселение растений на Терском берегу Белого моря”.

Видео о проекте: https://youtu.be/UxsrReQL5c0