В Костроме появятся 30-сантиметровые фигурки миниатюрных зайцев из бронзы в образах горожан XIX века. В центре города на столбах, лавочках и ограждениях разместят 10 зайцев в образах купчихи, брандмейстера, чиновника, трактирщика… В такой художественной форме Кострома представит жителям и гостям города историю про Деда Мазая, связанного с Костромским краем. В 2015 году местное отделение РГО начинало разрабатывать эту тему в рамках геологической экспедиции «Загадки острова Вежи».
Экспедиция Костромского отделения РГО 2015 года также подтвердила эту связь знаменитого произведения из школьной программы с территориями Костромской низины. Именно поэтому в Костроме найдут дом бронзовые зайцы. Поскольку у некрасовского деда Мазая есть реальный прототип! Иван Мазайхин жил в деревне Вёжи под Костромой, которая была затоплена при создании Костромского водохранилища в середине ХХ века. Мазайхин был знаком с Некрасовым, их сближала страсть к охоте. И вполне возможно, что Иван однажды спас зайцев при весеннем половодье, а Некрасов написал об этом стихотворение.
Любители творчества Николая Некрасова знают это определенно. Именно там на весенних разливах Волги увидел писатель деда Мазая, имя которого знакомо сегодня каждому. Прототипом Мазая был Иван Саввич Мазайхин, живший в XIX веке в Вежах. Ученые полагают, что еще одним свидетельством того, что Мазайхин является прообразом деда Мазая, можно считать использовавшееся в поэме выражение «лопочут ушами» – диалектизм, характерный для Костромской области.
Сейчас на месте Спас-Вежи сохранился небольшой кусочек суши с двумя вековыми деревьями, который местные рыбаки зовут островом Мазая. Один из безымянных островов Горьковского водохранилища назвали аналогично. Такое решение приняли участники межрегиональной экспедиции «Загадки острова Вежи» в 2015 году. На острове появился специальный дорожный знак. Кроме того, власти региона решили использовать название острова для создания нового объекта внутреннего туризма.
Николай Некрасов написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» в 1870 году. А в 2015-м Русское географическое общество официально определило место действия поэтического произведения.