В Костроме покажут "Маяки России"

Выставка "Маяки России". Фото: Костромское отделение РГО

В костромском концертно-выставочном центре "Губернский" 4 августа открывается уникальная фотовыставка "Маяки России". Она приурочена к 79-й годовщине образования Костромской области. Проект реализуется региональным отделением Русского географического общества при поддержке Управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.

Гости выставки увидят лучшие фотографии конкурса "Маяки России". Его главная задача - привлечь внимание к истории маячного дела в России, а также напомнить о необходимости бережного отношения к культурному наследию родного края. Этот конкурс проводился Министерством обороны Российской Федерации вместе с Русским географическим обществом в 2020–2021 годах. На суд жюри было представлено почти 500 снимков, в том числе работы 30 школьников. Они были сделаны в самых разных уголках нашей необъятной страны — от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Севастополя. По итогам были отобраны 24 лучшие работы, которые легли в основу фотовыставки.

2_m.jpg


Фрагмент экспозиции. Фото: Костромское отделение РГО

Ранее выставка экспонировалась на Международном военно-техническом форуме "АРМИЯ-2022" и в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого. Она получила множество положительных отзывов со стороны руководящего состава Минобороны России и многочисленных посетителей. После столичных городов жители Костромы смогут первыми узнать о том, какой маяк является одним из старейших в России и на Балтийском море, где находится самый северный башенный маяк в мире, зачем нужны маяки на Ладожском озере и многое другое.

Человечеству свойственно стремление покорять новые пространства. Людей во все времена манили неизведанные дали, терзал вопрос: что там — за линией горизонта? Но любое путешествие, полное приключений и открытий, прекрасно возвращением к родным берегам. Как и сотни лет назад, первым, что видит моряк, приближаясь к знакомой гавани, становится свет маяка, пробивающий густой туман или ночную мглу, освещающий дорогу к дому. 

Гости выставки также узнают, что на сегодняшний день в России насчитывается более 500 маяков, обеспечивающих безопасность судоходства.

7_m.jpg


Фрагмент экспозиции. Фото: Костромское отделение РГО

 

История маячного дела в России

Появление в России первых маяков, которое пришлось на начало XVIII века, неразрывно связано с зарождением российского военно-морского флота. Это важное событие произошло по воле Петра I.

В 1705 году по высочайшему повелению вдоль фарватера Северной Двины были установлены лиц-бочки, привезенные из Голландии, а в устье реки – сооружения с горючими материалами, которые зажигались с прибытием военных кораблей. Эти «огневые маяки» и стали прародителями современных маяков.

Официально свою историю маячная служба России ведет от 8 июня 1807 года. В этот день императором Александром I было утверждено "Положение о содержании маяков и штате маячной команды", благодаря которому служба на всех маяках на Балтике была систематизирована.

В настоящее время на побережьях морей, омывающих берега России, располагаются маяки и другие береговые навигационные знаки. Все эти сооружения относятся к СНО – средствам навигационного оборудования, которые выполняют важную функцию, обеспечивая навигационную безопасность плавания кораблей и судов, для которых служат ориентирами. По ним можно определить местонахождение судна в море, чтобы оно могло идти по безопасному маршруту.

В отличие от навигационного знака, дальность видимости маяка составляет не менее 10 миль. Каждый маяк имеет свою специфику – это характеристика огня, позволяющая отличить один маяк от другого. Огонь (свет) может быть зеленого, белого, красного цвета. Например, многие маяки имеют свет белого цвета. При этом свет маяков имеет продолжительность, то есть повторяющиеся определенным образом периоды света и темноты. У каждого маяка особенная продолжительность света, это его уникальный "язык".

Источник света располагается в фонарном сооружении над башней маяка. В настоящее время на маяках установлена современная светооптическая аппаратура, обеспечивающая видимость огня на дальность до 25 миль. Чем выше огонь маяка, тем на большем расстоянии он виден ночью. Башни маяков также служат хорошим ориентиром в дневное время, поэтому их окрашивают в приметные цвета, различимые на фоне берега и неба (например, белая башня с красными полосами).

Есть маяки, расположенные на очень важных участках. На таких маяках постоянно присутствует обслуживающий персонал. Для обеспечения условий проживания персонала выстраивается жилой дом и другие необходимые сооружения. Такое обустройство территории вблизи маяка называется маячным городком. На данный момент в нашей стране около 150 обслуживаемых маяков.

Каждый маяк, как и человек, имеет неповторимую судьбу. Изучая историю какого-либо маяка, вы можете обнаружить удивительные факты его "биографии". Однако есть то, что объединяет маяки – непростые условия. Как для его возведения, так и для дальнейшей эксплуатации.

История маяка, это, в первую очередь, история людей. Каждый маяк отражает какие-либо события. В целом, появление маяка в определенный период – это следствие развивавшейся навигации, которая, несомненно, повлияла на ход истории нашей страны и мира в целом.

Поэтому, нельзя однозначно ответить на вопрос, "какой маяк самый интересный?".

5_m.jpg


Фрагмент экспозиции. Фото: Костромское отделение РГО

Тем не менее, очень интересным экспонатом фотовыставки является маяк Толбухин – старейший на территории России (1719 г).

Стоит учитывать, что датой введения в действие маяка может считаться первый огонь, устроенный задолго до строительства башни. Например, большинство маяков петровского времени представляли собой костер на возвышенной площадке, зажигавшийся периодически "для ходу кораблей".

Первые черноморские маяки – Тарханкутский и Херсонесский, официально введены в действие в 1817 г. Однако еще до их возведения в этих местах не раз устанавливали сооружения, помогающие ориентироваться мореплавателям.

Не только "почтенным возрастом" удивляют маяки, но и географией расположения.

Например, маяк Анива, фотография которого представлена на выставке, – один из самых труднодоступных маяков России. Маяк располагается в южной части острова Сахалин на мысе Анива.

Этот район всегда был оживленным морским перекрестком, однако долгое время участки с опасно малыми глубинами оставались не определенными. В 1939 году, когда южная часть острова Сахалин принадлежала Японии, на мысе решено было возвести маяк.

При строительстве маяка пришлось преодолеть много трудностей. Строительные материалы доставлялись к мысу на судах, выгружать их приходилось на скалистый обрывистый берег. Тем не менее, строители успешно справились с поставленной задачей. Построенный на вершине скалы маяк представлял собой круглую бетонную 9-этажную башню высотой 31 метр.

Внутренний объем башни делился по вертикали на две части: служебные и жилые помещения и трубу, внутри которой на стальном тросе опускался груз массой 270 кг, служивший приводом ртутного вращательного механизма осветительного аппарата. Каждые три часа вращательный механизм приходилось заводить, наматывая на барабан трос и поднимая на 26-метровую высоту груз. Специалисты утверждают: маяк Анива – самое сложное техническое сооружение на Сахалине и один из выдающихся образцов маячного строительства.

Если из Тихого океана мы переместимся в Северный Ледовитый океан, то обнаружим на побережьях его морей немало маяков, обеспечивающих навигационную безопасность в суровых условиях севера.

Самым северным, а, точнее, самым северным башенным маяком на сегодняшний момент является маяк Гейберга. Он установлен на острове Восточный в проливе Вилькицкого.

Остров не раз становился научно-наблюдательным пунктом. Полярная станция уже заброшена, однако постоянными визитерами острова остались белые медведи. Возможно, медведь, которого мы можем увидеть на фотографии, по праву может называться смотрителем маяка Гейберга.

А вот что рассказывает про встречу со смотрителем маяка автор фотографии:

“Завершение экспедиции "Открытый Океан: Архипелаги Арктики - 2019 - Северная Земля", погода шепчет и есть шанс сделать финальную высадку на островах Гейберга. На берегу видны здания заброшенной полярной станции, а на самом верху острова возвышается монументальное сооружение маяка. Честно говоря, не ожидал увидеть такое в столь высоких широтах, где вместо классических маяков башенного типа обычно ставят всякого рода навигационные знаки и устройства для обеспечения безопасности судоходства. Этот маяк был построен в ключевой точке северного морского пути, на входе в пролив Вилькицкого, отделяющего Таймыр от островов архипелага Северная Земля.

Для нас маяк был попутной задачей на высадке, больше интересовала фауна и флора этого редкопосещаемого клочка суши на стыке-слиянии Карского моря и моря Лаптевых. В любом случае, нам его не миновать при осмотре острова. И вот до него уже остается менее ста метров как, вдруг, тишину разрезало какое-то пугающее шипение, напоминающее работу углекислотного огнетушителя на полную мощность или иного пневматического устройства. Умом понимаешь, что остров давно необитаем, маяк заброшен, но звук уж очень мощно-техногенный. Первая мысль: "Вдруг в маяке что-то секретное, опасное, само по себе работающее?".

Какой-то крупный силуэт мелькнул у массивного основания маяка и тут же скрылся. Влёт успел его сфотографировать. Медведь. Белый. Морской. И весьма крупный…

Оружие наизготовку, осторожно продвигаемся вперед, чтобы осмотреть местность и понять, куда он мог уйти. Но, выйдя на площадку вблизи маяка, медведя там не обнаружил, хотя обзор был прекрасный, никаких препятствий, где бы мог спрятаться хищник. Но, снова жуткое и мощное шипение. Никогда раньше такого сурового предупреждения от белых не слышал. Судя по всему, резонатором-усилителем работало всё сооружение огромного маяка. Всматриваюсь в темноту дверного проема, но никого не вижу. Да и вряд ли медведь там, обычно они никогда не прячутся, предпочитая отход-отступление на открытое пространство, к морю. Это же свободный зверь, вечный странник, живущий всю свою жизнь без берлог и дома.Через оптику фотоаппарата рассматриваю черноту за выломанной дверью. Никого… Как вдруг, из темноты блеснула черным пара суровых глаз, смотрящих в упор. Черные на черном. Мощный силуэт здоровенного медведя угадывался в темноте. Дуэльная дистанция…

Вежливо отступаю. В Арктике надо уважать истинного хозяина этих мест, тем более, на такой ответственной должности – смотрителя-хранителя самого северного маяка в мире”.

Удивительны и легенды о маяках. Например, Толбухин казался мореплавателям кораблем. Говорят, моряки рапортовали, что в солнечную погоду при определенном ракурсе маяк запросто можно спутать с белым парусником.

Таким образом, маяки – это сочетание важности выполняемых ими функций, уникальной архитектуры и  романтических ассоциаций.

Маяки во все времена считались особенными сооружениями, однако в современном мире сформировалось мнение, что потребность в маяках снижается в виду развития спутниковой навигации. Действительно, космические технологии вышли на высокий уровень и нашли широкое применение в повседневности. И, конечно, они используются в мореплавании.

Но будет ошибкой утверждать, что при помощи спутниковой связи  можно на 100% решить навигационные задачи. Часто требуется очень высокая надежность в определении местоположения, а средства спутниковой связи не всегда могут в достаточной мере ее обеспечить.

Поэтому маяки по-прежнему являются важной частью системы навигации и несут свою вахту, обеспечивая безопасность плавания во всем мире.

Выставка будет работать в КВЦ "Губернский" с 4 августа по 30 сентября .