В Солигаличском районе из болота подняли части бомбардировщика времен Великой Отечественной войны. Экспедиция организована региональным отделением Поискового движения России при поддержке Русского географического общества. В ней приняли участие два костромcких отряда – «Экипаж» и «Разведка», а так же специалисты всероссийского поискового центра «Отечество» из Казани.
Слухи о том, что в Солигаличских болотах находятся части самолета, была известны местным краеведам давно. Об этом рассказывали егеря и охотники. В местном музее даже хранится топливный щиток. По нему предположительно определили марку - бомбардировщик В-25 «Митчелл», который в годы войны поставлялся в СССР по ленд-лизу.
В 2020 году поисковики из костромского отряда «Экипаж» провели разведку. Им удалось локализовать место падения и самим увидеть обломки самолета на болоте. Предположения подтвердились - в Солигаличских лесах действительно лежит американский бомбардировщик.
Предварительной информации о падении самолета было немного, да и та на уровне слухов. Говорили, что бомбардировщик горел, а потом упал в лесу. По одной из версий, спасся один пилот, по другой – двое. Рассказывали, что они первое время лежали в местной больнице, а люди носили им еду. Год катастрофы обозначали в промежутке 1942-1943.
Поиск начинается с осмотра того, что лежит на поверхности. Это части крыла, шасси и другие фрагменты фюзеляжа. На одном из них даже проглядывает что-то похожее на цифру с бортовым номером самолета - то ли 1, то ли 7. На другом – фрагмент красной звезды.
Каждый фрагмент тщательно осматривается. Главная цель найти заводские номера самолета и моторов, чтобы установить сведения о судьбе экипажа. Слово «номер» - самое популярное на раскопе. Тут и там звучит: «есть такой номер», «а вот еще один». Однако пока заветный набор цифр попадаться не хочет. Находятся так называемые каталожные номера узлов и агрегатов конструкции самолета. По маркировке 62 и 82, Илья Прокофьев - специалист по авиапоиску из Казани - скажет, что это один из ранних самолетов В-25, построенных в период 1940-1941 годов.
Металлоискатель на этом пятачке звенит не переставая. Повсюду разбросаны фрагменты самолёта. Метрах в сорока от основного раскопа поисковики находят педали из кабины летчика. По разлету осколков и оплавленным частям понятно - посадка была жесткой. Следы плавления есть и на частях фюзеляжа.
Крупные части фюзеляжа лежат на поверхности, а в земле - мелкие фрагменты: трубки, осколки пластика, резина, различные части движка. В болотной жиже до сих пор сохранились остатки масла и топлива. Их запах чувствуешь сразу, как подходишь к раскопу. Торф - отличный консерватор и некоторые детали выглядят как новые. Они скрыты под корнями деревьев - скорей всего самолет садился на болото, а лес уже вырос позже, оплетая металл своими корнями. Поэтому поиски уходят вниз - на глубину до полутора метров. Наравне со взрослыми работают и школьники - ребята из поискового отряда 31-й школы г. Костромы. Для них это первый полевой выезд.
Ушаков Дмитрий, ученик школы №31 г. Костромы: «Мы можем до этого дотронуться, прикоснуться к этому и понять, что было на войне. Это очень важное событие. Если бы мы не выиграли войну, нас бы не было можно сказать».
Конышбаев Тимофей, ученик школы №31 г. Костромы: «У нас было большое желание сюда попасть. Потому что это очень интересно, и мы хотели помочь нашим поисковым отрядам».
Поисковики наткнулись на остатки кабины, найдена рация, множество шильдов от электроники, и донца гильз ракетницы. Маркировка на них позволяет установить год катастрофы – 1943.
Вслед за этим из болота поднимают фрагмент штурманской кабины. На нём сохранился элемент бомбового прицела. Вместо ожидаемой надписи made in USA – советский герб. Это подтверждает информацию военных авиационных историков, о том, что поступающие по поставкам ленд-лиза американские самолеты «Митчелл», оснащенные собственным прицелом «Вимперис», переоборудовались нашими мастерскими. Такие переделки проводили на заводе № 156 и авиационной ремонтной базе в Монино.
Шиянов Сергей: «Оборудование наше стоит на нем. Самолет переоборудован. То есть это не ленд-лиз перегон, а самолет боевой. И который уже был переделан непосредственно под наше оборудование. Но наша главная задача установить судьбу экипажа. Если будет понятно, что кто-то погиб на этом месте мы будем продолжать поиски снова и снова».
Прокофьев Илья, эксперт проекта «Небо Родины» г. Казань: «По большому счету, по тем католожным номерам, которые мы нашли, можно определить, на какие машины были установлены данные агрегаты. Мы уже можем сузить область своего поиска. Ну и самое главное, что попалось - это гильза с маркировкой 1943-го года. Она уже корректирует наши временные рамки. Шанс установить его есть, причем шанс очень хороший».
После полевой работы началась архивная. В поиске полных данных об обстоятельствах катастрофы оперативную помощь оказал историк военной авиации из Москвы Борис Владимирович Давыдов. Выяснилось главное. Весь экипаж разбившегося самолета остался в живых. И эта история, открывает для нас, всех сейчас живущих, еще одну неизвестную страничку войны.
Выдержки из официального отчета об экспедиции, сделанного поисковиками из Казани.
В оперативных документах 4-го гвардейского авиационного корпуса Авиации Дальнего Действия (АДД), говорилось:
«…В ночь на 27 сентября 1943 года экипаж 15-го гв. АП ДД, командир корабля гвардии младший лейтенант Полянин (боевых вылетов 16, боевой налет 42 часа) на самолете Б-25 № 709 вылетел на бомбардирование ж\д узла Гомель. С боевого задания не вернулся. Последняя радиограмма с борта самолета в 23.00: «…Задание выполнил в 22.00…», после чего связи не было. Экипаж:
- командир корабля гвардии младший лейтенант Полянин.
- правый летчик младший лейтенант Синицин.
- штурман старший лейтенант Муголимов.
- стрелок-радист старшина Кузнецов.
- воздушный стрелок старший сержант Порынов.
- начальник ВВС полка гвардии капитан Бурцев…».
Спустя несколько дней в полк пришло известие от руководства Солигаличского НКВД. Оказалось, что самолет потерпел аварию при посадке на лес, в районе 38 км северо-западнее районного пункта Солигалич, на своей территории. В донесение указывалось, что самолет разрушен и восстановлению не подлежит. Три члена экипажа имеют ранения (переломы) и находятся на излечении в лазарете Ильинская. Остальные члены экипажа имеют ушибы и ссадины.
Через несколько дней экипаж самолета был вывезен на самолете У-2, сначала на аэродром Кадимов (скорее всего, имеется в виду аэродром Кадников Вологодской области), а после чего самолетом Ли-2 был доставлен на аэродром Кратово (место дислокации полка).
В архивных делах удалось найти рапорт летчика самолета Виктора Михайловича Полянина, который он составил после возвращения из санчасти в октябре 1943 года. В этом документе говорилось, что экипаж выполнял задание по бомбардировке ж\д узла Гомель. На борту самолета находился наблюдатель, инженер-капитан Бурцев, который в том числе выполнял роль стрелка. Над целью самолет был подбит огнем зениток. Были повреждены левый мотор и антенная установка. В 23:35 отказал левый мотор. Так как обратно шли на одном моторе, КПМ (конечный пункт маршрута) прошли с опозданием. Пытались поймать пеленг, но штурман доложил, что отказала радиосвязь. Штурман в расчетах уклонился от маршрута и потерял ориентировку. Самолет улетел далеко на север, где был обстрелян сильным огнем зенитной артиллерии в районе Ярославля и ж\д станции Буй. Штурман в 1:30 дал обратный курс. В 1:40 стал искрить и давать перебои правый мотор. Машина стала снижаться. Летчик принял решение произвести вынужденную посадку. Приказал штурману стрелять из ракетницы белыми ракетами, чтобы осветить площадку по курсу. Но, летчики видели перед собой, только один лес - пришлось идти на посадку.
После приземления оценили состояние самолета, которое впоследствии и было отражено в рапорте:
«…правый мотор отлетел от рамы и попал в болото, левый мотор отлетел до 10 метров в сторону, фюзеляж сломан, от кабины штурмана и летчика ничего не осталось, правый и левый киль разбиты, левая и правые плоскости полностью разбиты…».
При эвакуации раненных членов экипажа с места аварии, с самолета было снято все, что можно (пулеметы, радиооборудование) и отправлено в НКВД Солигаличского района. Как говорилось выше, впоследствии все члены экипажа вернулись в свой полк и продолжили вылеты на боевые задания.
Теперь фрагменты бомбардировщика отправятся в музеи Казани и Костромы. А самый первый экспонат поисковики уже передали в краеведческий музей деревни Васильево.
Поисковики выражают благодарность администрации Солигаличского района и руководству Костромского областного отделения Русского Географического общества за помощь в проведении данной экспедиции, а так же Сергею Александровичу Крицкому (ИП Крицкий С.А.) и сотрудникам ИП Кольганович Н.И. за помощь в транспортном обеспечении экспедиции.
Источник: https://gtrk-kostroma.ru/news/v-kostromskoy-oblasti-podnyali-ostatki-bom...