В Краснотурьинске торжественно вручили членские билеты РГО

Торжественное вручение билетов на мероприятии, посвящённому Дню города

Краснотурьинское местное отделение Свердловского РГО пополнилось новыми членами. Во время торжеств во Дворце культуры, приуроченных ко Дню города, семи жителям столицы Северного округа были вручены билеты. Среди новичков – Юрий Гунгер, известный исследователь Северного Урала, в честь которого в 2020 году был назван вновь открытый минерал. А ещё раньше он стал лауреатом медали Наркиза Чупина, которой награждают известных исследователей Урала. 

Большая часть его сознательной жизни посвящена исследованию и изучению Северного Урала. Этого края, с отдалённой и труднодоступной территорией, тяжелыми климатическим условиями, сложным рельефом и богатейшими залежами полезных ископаемых. Северный Урал обязан своим развитием экономической географии, что и подтверждают исследования Юрия Гунгера. А открытие в 2020 году нового минерала – гунгерита, найденного в районе давно освоенного Воронцовского месторождения, свидетельствует о том, что не все еще секреты недр открыты.  

volchansk._komsomolskiy_park_4.jpg


Современный Волчанск. Фото: Марина Палецких

Родился Юрий в городе Волчанске, что находится в 20 километрах на север от Краснотурьинска. В советское время  город на всю страну гремел своими угольными разрезами. Юрий с детства знал, что живёт в городе горняков. Этот факт и повлиял на  выбор им профессии. В 1983 году он окончил Свердловский горный институт по специальности горный инженер-маркшейдер и уехал по распределению на предприятия Горного Алтая и Хакасии. В Акташском рудоуправлении, где он работал сначала участковым, а потом главным  маркшейдером, добывали шахтным способом киноварь – ртутную руду и вольфрамо-молибденовые руды Калгутинского месторождения. Кроме этого, в его биографии был ещё Сорский молибденовый комбинат в Хакасии. В общем, девять лет проведённых на рудниках Сибири, стали для Гунгера богатой жизненной школой. 

1496.jpg


Юрий Гунгер на открытии выставки в Свердловском краеведческом музее

В 90-х годах горнорудные предприятия стали разоряться. И в 1992-м Юрий вернулся на Родину – в Волчанск. Но работать стал маркшейдером Тотинского участка ОАО "Севуралбокситруда" (СУБРа), добывая теперь сырьё для производства алюминия. Цветной металл получали на Богословском алюминиевом заводе в Краснотурьинске. На Северном Урале многие объекты носят название Богословский, от названия  Богословского горного округа, некогда объединявшего горные предприятия. Профессия у Юрия интересная: смотреть в глубину земли и определять подходы к рудным запасам. 

– Без маркшейдера горное дело невозможно. Геологи открывают месторождение, определяют рудное тело, но только маркшейдер может показать, каким путём до него можно добраться. Все проекты в реальность воплощает маркшейдер, в том числе и под землёй, где ничего не видно, делая это с помощью приборов, – рассказывает Юрий.   

Уже тогда он стал интересоваться историей и географией края. А покинув СУБР, стал рассказывать на страницах городских газет Краснотурьинска – "Заря Урала" и "Алюминщик", об интересных фактах, связанных с освоением этой когда-то неизвестной и дикой земли.  
Более шести лет издавал "Серебряный меридиан" – краеведческое приложение к газете "Алюминщик". В этом издании можно найти сведения об экспедициях путешественников, например, Гумбольдта по Богословскому Уралу; об освоении Северного Урала горнозаводчиками Всеволожскими; об открытии Каржавиным месторождения бокситов "Красная Шапочка"; легенду о Золотом медведе – мансийском обереге, и пропавшем в 1932 году геодезисте. В общем, на любой цвет и вкус.  

gunger_v_muzee_fyodorova.jpg


Юрий Гунгер в Фёдоровском музее

В это же время Юрий стал работать в Фёдоровском музее – одном из подразделений Краснотурьинского краеведческого музея. 

– Этот музей особый, не припоминаю, чтобы ещё где-то в мире был похожий, – рассказывает Юрий Владимирович. – Он был основан гением кристаллографии, минералогом, геологом и математиком Евграфом Фёдоровым. Случилось это в 1894 году, когда он приехал в Турьинские Рудники (прежнее название города), где руководил геологическими исследованиями. И создал геологическое учреждение, в котором собирались образцы  геологических материалов с территории Богословского горного округа. – Музеем доступным для посетителей учреждение стало быстро, как только сделали витрины для показа образцов  минералов и руд. 

0773.jpg


Исследование кристаллов. Фото: Вадим Осипов

Сегодня Фёдоровский музей представляет собой – не собрание геологических образцов, как большинство подобных музеев, а сохранённое геологическое учреждениеконца XIX–начала XX века. Во время экскурсий здесь показывают и рассказывают, как работали геологи в то время. Сохранилось большое количество картографического материала, письменных источников, геологическая библиотека, начало которой положил сам Фёдоров. 
Об исследованиях Фёдорова Юрий Гунгер много писал в "Серебряном меридиане", книгах "Постоянное учреждение" и "Музеи Северного Урала". Проводил конференции, посвящённые его деятельности и достижениям в освоении Северного Урала.  Рассказывал о его геологической партии в экспедиции Горного департамента, центрального государственного учреждения Российской Империи по управлению горнозаводскими округами, которая в 1884-1889 годах проводила топографические и геологические работы на восточном склоне Северного Урала.  Было пройдено 540 вёрст между реками Ивдель и Тотемка, притоками реки Лозьвы, снято 5000 квадратных вёрст. Определены высоты 230 точек. Была обследована большая территория Урала, в то время невиданная, недоступная, ненаселённая часть Российской Империи, которую, по словам Фёдорова, они привели в известность. 

0776.jpg


Коллекции минералов в Фёдоровском музее. Фото: Вадим Осипов

А в 1894 – 1899 гг. подобные исследования под руководством Фёдорова проводились на территории Богословского горного округа. В результате были составлены карты: топографическаяи геологическая десятитысячного масштаба и сводная – масштаба 1:84000. Главным итогом работ стало увеличение добычи железных руд в Богословском округе. Вскрыты железные рудники, действовавшие в XVIII веке, и заброшенные, когда в приоритете стала медь. Однако в конце XIX века разработка на Воронцовском и Ауэрбаховском рудниках была возобновлена в связи с пуском Надеждинского сталерельсового завода (ныне Серовского). Для производства огромного количества рельсов необходимо было большое количество руды. Вся строящаяся Транссибирская железнодорожная магистраль от Челябинска до Владивостока, и многие другие железные дороги российской империи, были уложены Надеждинскими рельсами. 

0774.jpg


Столик Фёдорова в его рабочем кабинете. Фото: Вадим Осипов

В музее сохранён рабочий кабинет Фёдорова. В витринах выставляются подлинные вещи учёного и его соратников: микроскопы, фотокамеры, универсальные столики Фёдорова для изучения кристаллов, которыми пользуются теперь во всём мире; аналитические и технические весы, компасы, геодезические и геологические инструменты, шлифовальные машинки, химическая посуда, чертёжные принадлежности. 
В залах представлены коллекционные образцы уральских самоцветов, кристаллов, редких и необычных по форме и сочетанию минералов, образцы полезных ископаемых региона. И самая большая по объёму коллекция образцов минералов и горных пород, относящихся к данному региону. А также 62 тысячи шлифов, три тысячи листов картографического материала. Обо всём этом Юрий Гунгер рассказывал посетителям музея во время своих экскурсий. 

0777.jpg


Библиотека Фёдорова. Фото: Вадим Осипов

Можно надеяться, что в эту коллекцию со временем добавится и открытый в 2020 году минерал гунгерит. Сам Юрий говорит, что "в руках его не держал, в глаза не видел", но о существовании знает. Предыстория его такова. Так сложилось,  что  лет двадцать подряд на Северном Урале, не было открыто ни одного нового минерала. А в начале XXI века посыпались такие находки, и все с Воронцовского золоторудного месторождения, открытого в 1985 году в 25 километрах от Краснотурьинска. С 1996 года здесь обнаружено восемь новых минеральных видов: клерит (1996 г.), воронцовит и ферроворонцовит (2016 г.), цыганкоит (2018 г.), гладковскиит (2019 г.). В2020 году Комиссия по новым минералам, номенклатуре и классификации Международной минералогической ассоциации утвердила сразу два новых минеральных вида. Минералы, на изучение которых ушло почти четыре года, получили имена известных деятелей региона — походяшинит и гунгерит, внёсших огромный вклад в развитие и продвижение территории. 

gungerit.jpg


Гунгерит. Фото: со страницы Михаила Цыганко в Фейсбуке

Предложил названия Михаил Цыганко, нашедший эти минералы и являющийся одним из авторов открытия. Он же – создатель Минералогического музея "Штуфной кабинет" в соседнем Североуральске. Интересно, что именно Юрий Гунгер, вместе с другими исследователями ввёл имя Максима Походяшина, крупного горнозаводчика XIX века, в современную историю края.  Он  подробно исследовал и описал историю освоения Северного Урала Максимом Походяшиным, становление Богословского горного округа, развитие горнодобывающей промышленности на территории нынешнего города Краснотурьинска и прилегающих территорий.
На странице своего сайта Михаил Цыганко написал о сложности открытия. 
"Зарубежные учёные из Дании и Чехии, которые участвовали в изучении минерала, признались, что настолько сложная работа выпала им впервые ". И называет Гунгера "мощным музейщиком, человеком-минералом".  

u_ekspozicii.jpg


Юрий Гунгер у музейной экспозиции. Фото: Павел Попов

Последние три года Юрий Гунгер возглавляет Краснотурьинский краеведческий музей, который прирастил Музеем горной машинерии под открытым небом, включающим подлинные горные и геологоразведочные инструменты и механизмы.  

- Рядом с Фёдоровским была запущенная территория, – рассказывает Юрий, – она просто взывала  разместить здесь экспонаты. Всё началось с пенька 300-летнего кедра, который мы привезли из Североуральска, и первым здесь поставили. Потом появились другие экспонаты: медная гора, разнос (карьер), шурф, портал штольни, старательская землянка. Интересна история землянки. В Юдинском логу возле посёлка Кытлым была найдена печка, сделанная из старой старательской бадьи. Ну не попускаться же таким экспонатом, связанным с добычей платины начала ХХ века, пришлось к этой печке городить целую землянку. В ходе экскурсии показываем инструменты и механизмы, рассказываем о работе старателей, горнорабочих конца XIX– начала XX веков. 

simvol_burunduk-parka.jpg


Символ Бурундук-парка. Фото: Павел Попов

Территорию музея он прирастил и Бурундук-парком. Бурундуками из-за зажиточности и скупости называли местных пришлые сюда люди. «Бурундук» — местный историко-географический код, понятный всем.

burunduchatnik.jpg


Детская площадка - бурундучатник. Фото: Павел Попов

В планах грандиозный проект: создание исторической зоны Краснотурьинска –  Максимовского проспекта. С музеем дворничества – не тех дворников, что улицы метут, а тех, что держали постоялые дворы на дорогах. С лавкой купца Бурдакова и мини-музеем фотографа Ляпушкина. И, конечно, с Фёдоровским историческим домиком и памятником гению мировой кристаллографии. Для этого сегодня уже многое есть. А главное – большое желание директора музея, энтузиаста и большого любителя Северного Урала Юрия Гунгера. 

Наталья Паэгле