В Красноярском крае успешно завершена экспедиция РГО «Тбилиси-2025»

Подводные работы. Фото: Норильское местное отделение РГО

В Красноярском крае успешно завершена экспедиция «Тбилиси-2025». Ее участники провели подледные погружения в районе Крестовских островов в Енисейском заливе Карского моря. Целю работ стало исследование затонувшего в 1943 году парохода «Тбилиси».

Экспедиция была организована Красноярским краевым отделением Русского географического общества совместно с Министерством обороны России к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

photo_2025-04-19_21-43-28.jpg


Пароход лежит подо льдом и водой. Фото: Норильское местное отделение РГО

В экспедиции принял участие 21 человек: дайверы из Норильска и Екатеринбурга, представители Министерства обороны России, профессиональные снегоходчики и водители вездеходов, а также фотографы. Расстояние от Дудинки до места развертывания лагеря составило 538 км, путь занял двое суток по зимнику.

photo_2025-04-19_21-43-23.jpg


Участники экспедиции. Фото: Норильское местное отделение РГО

Базовым лагерем выступила армейская палатка размером 6х10 м. От основного лагеря до места погружений было еще 38 км, которые ежедневно преодолевали на трех снегоходах и двух вездеходах. Исследования на месте затопления парохода «Тбилиси» провели после установки основного лагеря.

photo_2025-04-19_21-43-23_2.jpg


Базовый лагерь. Фото: Норильское местное отделение РГО

В течение трёх дней проводили подлёдные погружения двумя группами. Условия погружений очень сложные, так как помимо плохой видимости и темноты, в верхнем слое воды было сильное течение в сторону Карского моря, из-за которого аквалангистов сразу сносило в сторону моря и приходилось делать очень быстрый спуск на глубину 9-10 метров. Но и на этой глубине дайверов ждал «сюрприз» - галоклин. Это слой в толще воды, в котором смешивается пресная вода из реки Енисей с соленой водой из Карского моря. Это явление сильно искажает видимость, похоже на то, как будто резко ухудшилось зрение. Даже с расстояния 15 сантиметров было сложно увидеть, какое давление воздуха в баллонах на манометре. Дала о себе знать и экстремально холодная температура воды - ноль градусов по Цельсию. Несмотря на всё это, нам удалось исследовать участок ближе к носовой части парохода. Состояние корабля разное, в некоторых участках достаточно хорошо сохранился корпус и верхняя палуба, есть участки, в которых все элементы корабля сильно искорёжены, металл буквально разорван и вывернут наизнанку. Скорее всего, такие повреждения пароходу нанес ежегодный ледоход, который на протяжении 80 лет огромной массой разрывал металлические конструкции. Надстройки на палубе в месте погружений отсутствуют. Большая часть корпуса погружена в ил, высота борта от дна до палубы три метра. При погружениях на видео зафиксировали состояние верхней палубы и расположение трюмов, дошли до швартовых кнехтов и осмотрели якорную лебедку с мощной цепью, уходящую в трюм. Взяли пробы воды в верхнем и нижнем слое, — рассказал руководитель Норильского местного отделения РГО Максим Миронов.

photo_2025-04-10_17-07-06.jpg


пароход «Тбилиси». Фото: Норильское местное отделение РГО

Пароход «Тбилиси», погибший во время Великой Отечественной войны в 1943 году, был обнаружен в 2024 году в Красноярском крае в ходе уникальной экспедиции Русского географического общества. Предполагается, что судно было торпедировано немецкой подводной лодкой.

photo_2025-04-19_21-43-23_3.jpg


Водолазные работы. Фото: Норильское местное отделение РГО

Эта экспедиция важна для Красноярского края и России в целом, она продолжает ряд экспедиций Русского географического общества по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны и героизме советских людей, — отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.

Экспедиция «Тбилиси-2025» была проведена при поддержке «ГМК «Норильский никель».