В Макарьеве чудесным образом сохранились регулярная планировочная структура и историческая застройка

Макарьев — один из наиболее интересных городов Костромской области, в котором чудесным образом сохранились регулярная планировочная структура и историческая застройка. 
Взгляд на древний город глазами современных археологов публикует свежий номер краеведческого журнала «Губернский дом». Материал подготовили сотрудники Костромской археологической экспедиции, члены Русского географического общества Ольга и Александр Новиковы, Сергей Долгополов. 
Фрагменты этой статьи информационный портал СМИ44 предлагает читателям. 
Своим появлением город обязан Макарьево-Унженскому монастырю, основанному в 1439 г. монахом Макарием, настоятелем Желтоводской обители в Нижегородском крае. В 1439 г. этот монастырь был разорен отрядом казанских татар хана Улу-Магомета (Улу-Махмета), и монахи вынуждены были искать новое пристанище. 
Согласно Житию Макария, место было найдено на высоком правом берегу р. Унжи, где Макарий поставил крест, небольшую хижину, а также вырыл колодец, вода в которой считалась целебной. В 1444 году Макарий скончался, тогда же над его могилой была построена деревянная Макарьевская церковь, а позже рядом появилась церковь Флора и Лавра. 
В 1596 г. царь Федор Иоаннович пожаловал монастырь земельными владениями и послал сюда для руководства строительством боярина Давида Хвостова, который возвел Троицкий собор, церковь Макария и шатровую колокольню.
Известно, что дважды, в 1611 и 1619 гг., на богомолье сюда приходил царь Михаил Романов, который дал обители 20 жалованных грамот и «повелел монастырь из своих царских сокровищ пространным строением устроити и весь чин монастырский, якоже и в прочих обителех имети и между великими обителями сей монастырь учини наравне с Соловецким монастырем и такожде многие села и земли с тамо живущими христианы монастырю дарова».

Благодаря богатым вкладам, монастырь к середине XVII в. превратился в крупного земельного собственника: в 1652 г. ему принадлежало 90 деревень с 399 дворами и две мельницы на р. Черный Лyx и Вотгати. 

Деревянные постройки обители неоднократно горели (в частности, известно о разрушительных пожарах 1629 и 1668 гг.) и многократно возобновлялись. В 1778 г. при образовании Костромского наместничества (с 1796 г. губернии) Макарьевский монастырь, подмонастырская слобода, село Коврово, окрестные деревни и починки были объединены в город, получивший название Макарьева на Унже (в отличие от одноименного города на Волге). Он стал центром Унженской области (провинции), охватывавшей несколько уездов: Варнавинский, Ветлужский, Кологривский и собственно Макарьевский. В 1796 г. область как административная единица была ликвидирована, а Макарьев остался уездным городом. 
Вплоть до XIX в. в Макарьеве сохранялась сложившаяся в течение XVI-XVIII вв. планировка, обусловленная существованием крупного монастыря.

Первый регулярный план города был утвержден в 1781 г. и предусматривал аналогичную Костроме верно-радиальную форму, были учтены и топографические условия местности. 
Центром новой планировки стала Торговая площадь, от которой веерообразно расходились пять крупных улиц. 
В середине XIX в. (по данным 1857 г.) в Макарьеве проживало 3716 жителей, среди них дворян 174, купцов 291, мещан 2929 человек. Более 4/5 всех жителей принадлежало к торгово-промышленному сословию, тем не менее, торговля и ремесленное производство были развиты довольно слабо. Торговля, главный предмет которой составляли съестные припасы, а также москательные и бакалейные товары, производилась в 64 лавках каменного гостиного двора и в 53 лавках деревянных торговых рядов (последние использовались приезжими торговцами во время трех ярмарок: Крещенской в январе, Благовещенской в марте и Ильинской в июле). 
Кроме того, в городе находились три питейных дома и два трактира. Число ремесленников в Макарьеве достигало всего 138 человек. В городе работали одна табачная фабрика, два кожевенных, один свечной и один мыловаренный заводы. 
В пореформенное время Макарьев стал одним из крупнейших в Поволжье рынков по его сбыту, что способствовало росту города. Лес сплавляли по Унже, которая в то время была судоходной. К 1874 г. население города увеличилось до 5000 человек. В 1897 г. население города превысило 6000 жителей, а его территория продолжала расширяться за старые исторические границы. Город продолжал развиваться как значительный торговый центр.

Александр Новиков, руководитель Костромской археологической экспедиции, член РГО: "Археологически Макарьев изучен слабо, исследования здесь долгое время носили эпизодический характер. В 1994 г. П.Г. Инягиным и Д.Г. Свечниковым впервые проведены археологические исследования культурного слоя г. Макарьева, выполнены работы по составлению археологической карты с выделением охранных зон. 

 

Интересно, что в ходе ограниченных исследований площадью всего 8 кв.м и сборов на месте вырытых под хозяйственные нужды траншей исследователям удалось выявить старинное монастырское кладбище, два сруба, датированных по вещевому инвентарю XVII в., а также собрать интересную коллекцию керамических изразцов, датируемых в пределах последней трети XVII – XVIII вв. и являющихся прекрасным образцом русского декоративно-прикладного искусства".

Костромская археологическая экспедиция ведет археологические работы в Макарьеве с 2012 года. И хотя исследования, по словам Александра Новикова, носили, как правило, характер охранных работ, были получены интересные материалы, проливающие свет на древнюю историю города. В частности, в 2012 и 2016 годах проведены раскопки на территории исторического ядра города. Раскопы были заложены на улице Малая Советская (часть бывш. ул. Дворянской) – 64 кв.м у дома № 14 и 48 кв.м у дома №4. Также разведочные работы проведены при строительстве по адресу ул. Площадная, 2, входящему в комплексную охранную зону города.

Александр Новиков, руководитель Костромской археологической экспедиции, член РГО: 

"Наиболее массовая категория находок – фрагменты керамической посуды столового, кухонного и тарного назначения. Наиболее распространенная форма сосудов – горшковидная. Преобладает красноглинянная посуда. Характерной чертой является отсутствие в материалах всех объектов на территории посада групп чернолощеной посуды, являющейся типичной для Костромы и вообще для русских памятников XVI – XIX вв. Свидетельством определенной самобытности керамического производства являются сосуды с сильно раздутым туловом, массивной, с уплощениями, отогнутой шейкой, а также с двойным валиком.

Интересно. что в Костроме полные аналоги таким формам сосудов нами не встречены. Можно предположить, что нивелировка местных особенностей в XIX в. связана с включением Макарьева с систему общероссийской торговли посредством проводимых здесь крупных ярмарок".

В силу объективных причин, подчеркивают авторы, археологические исследования в Макарьеве носят достаточно эпизодический характер и, как было отмечено выше, являются охранно-спасательными, т.е. проводятся на участках будущего строительства. 

Полный текст в журнале «Губернский дом», посвящённом 220-летию Костромской губернии (октябрь 2016г.).
Фото из архива Костромской археологической экспедиции и с сайта газеты "Макарьевский вестник"