Встречу открыл Дмитрий Жалнин кандидат исторических наук, хранитель фондов Военно-морского музея Северного флота. В своем выступлении он на примерах художественных произведений, кинофильмов, книг, которые отражали пульс жизни страны Советов, изложил важность освоения Северного морского пути (СМП) в 30-е и в послевоенные годы XX столетия. Передал героику того времени, энтузиазм молодежи, которая стремилась в авиацию, на флот и на арктические комсомольские стройки. Было отмечено, что успехи и героические подвиги Полярников и моряков в Арктике, воспитывали подрастающее поколение. Далее выступающий рассказал о том, как Мурманск был включен в систему развития СМП, какие исторические памятники, архитектурные и промышленные объекты, связанные с Главсевморпутем, находятся в Мурманске.
Краевед, литератор, почетный работник морского флота, вице-президент Ассоциации исследователей Арктики Владимир Блинов выступил с докладом “Севморпуть – страна героев”.
Он изложил предысторию учреждения Главсевморпути и возможные пути развития освоения северных территорий России, которые обсуждались и планировались 90 лет назад. Владимир Блинов напомнил о том, какие цели и задачи были обозначены при создании Главсевморпути, какие отрасли экономики включал в себя Главсевморпуть. Докладчик рассказал о том, какие силы были сконцентрированы для решения задач, которые были поставлены перед Главсевморпутем, и подробно остановился на вопросах претворения в жизнь планов развития СМП, упомянул об успехах и неудачах, об изменениях самой структуры Главсевморпути и о замечательных полярниках и моряках. Затем кратко изложил информацию об учреждении в 2022 году новой организации ФГУП “Главсевморпуть”, которая входит в структуру РАО “Росатом”.
Председатель Ассоциации капитанов Алексей Марков поблагодарил принимающую сторону – Мурманскую государственную областную универсальную научную библиотеку и выступающих за организацию этой встречи. Затем он рассказал о современных героях Арктики, которые изо дня в день трудятся в акватории Северного морского пути, и как 20-40 лет назад, так и сейчас, обеспечивают бесперебойную работу ледокольно-транспортных судов и ледоколов во льдах Арктики.
Капитан Александр Дмитриев вспомнил о десятках арктических рейсах к полярным станциям в 1980-90 годы, о самовыгрузках на необорудованный берег в тяжелых ледовых и штормовых условиях, о специфике такого вида работы.
Капитан Михаил Фомин рассказал о своем судне, которое в феврале 2020 года попало в жестокий шторм в Баренцевом море на пути следования в порт Дудинка и подверглось тяжелому обледенению. Капитан смог безопасно привести судно в порт. После прихода, судно не смогло около 10 дней приступить к выгрузке палубного груза и груза в трюмах из-за невозможности открыть крышки трюмов, которые было сложно освободить ото льда.
Капитан Фарид Габбасов рассказал о том, как в настоящее время проводится выгрузка груза на ледовый припай в пунктах Арктики, какие опасности и риски при этом существуют, какие меры принимаются с точки зрения обеспечения безопасности людей, которые участвуют в грузовых операциях , а также техники и груза.
Капитан Александр Константий вспомнил о работе ледокола “Дудинка” в течение 15 зимних навигаций в одноименном порту, когда требовалась четкая, ритмичная работа по обеспечению безопасной постановки ледокольно-транспортных судов к причалам порта. От этой работы зависит бесперебойная работа порта, работа логистических цепочек по снабжению всем необходимым Норильского промышленного района.
Мурманское областное отделение РГО поздравляет арктических капитанов с 90-летием Главсевморпути и традиционно желает 7 футом под килем.