8 мая 2023 года собственноручно построенный карбас покинул стены музея-мастерской в городе Североморске и прошел испытания в губе Ваенга. “Арктический музей лодки” представил свой первый интерактивный экспонат – североморский карбас.
Карбас – это одна из самых популярных парусно-гребных лодок. Начиная с XV века карбасы были основными для транспортировки и рыболовецкого промысла на Белом и Баренцевом морях, некоторые сохранились до наших дней.
Описание строительства подобной лодки есть в книге Иоанна Шеффера “История Лапландии” 1674 года. В коллекции Русского этнографического музея есть фотографии становища Гаврилово, одного из множества поселений на Мурманском берегу, которое стало постоянным с 1870 года. Располагалось на берегу губы Гавриловская, в пяти километрах к востоку от устья р. Воронья. По учету 1896 года в становище было 114 станов, 154 шняки, 45 ёл, 57 карбасов при 150 судовладельцах.
А что сейчас? Осталось только кладбище кораблей в Териберке. На юге Мурманской области еще можно найти мастеров, способных построить деревянную лодку, но передать их навыки уже практически некому.
Член РГО по Мурманскому областному отделению судостроитель Игорь Логинов рассказал: "Идея строительства карбаса появилась, когда в 2021 году мы оказались на карбасной регате в Архангельске. Товарищество поморского судостроения поделилось с нами чертежам сельдяного карбаса. С древесиной у нас на Мурманском берегу не очень хорошо, поэтому в свою очередь пришлось адаптировать проект под те материалы, что доступны, – фанеру. Построили карбас при поддержке Министерства культуры Мурманской области быстро, дольше ждали возможности спуска на воду".
Спуск на воду прошел в праздничной атмосфере. Участники активно помогали донести карбас до воды под исполнение поморских песен сказителем Александром Маточкиным. Представители клуба исторической реконструкции “Фьорд” угощали всех вкусным компотом, сваренным в котелке.
Испытания карбаса на воде показали его устойчивость и управляемость. Впереди установка паруса, и экспедиция в Баренцево море. Необходимо проверить, почему многие заливы Кольского полуострова носят название “волоковые”. В частности, ближайшие к Североморску на входе в Кольский залив рядом с мысом Летинский. Есть предположение, что волоковыми поморы их называли, потому что перетаскивали лодки из одной в другую по суше.
Команда из 4 человек на данном карбасе выйдет в Баренцево море, дойдет до Малой Волоковой губы и протащит его до Большой Волоковой губы. Расстояние волока 2,5 км, перепад высот - 80 метров. Получится настоящее приключение, так как никаких современных тяговых средств использовать не планируется, постараемся применить то, что было доступно поморам в конце XIX века.
Если карбас выдержит данное испытание, не развалится, то в «Арктическом музее лодки» будет открыта экспозиция, посвященная данному событию, где все желающие смогут узнать подробности волока.
В мероприятии приняли участие представители Мурманского областного отделения РГО, детского велоклуба “Пилигримы”, клуба исторической реконструкции “Фьорд”, а также Глава ЗАТО г. Североморск Олег Прасов, депутат Мурманской областной думы Юрий Шадрин, управляющий делами Администрации ЗАТО г. Североморск Андрей Сахаров.
Текст: А.Распопова, Д.Моисеев
Репортаж ГТРК “Мурман”: https://murman.tv/news-n-11517--samodelnyj-karbas-spustili-na-vodu-v-severomorske