В Общественной палате Российской Федерации предложили создать федеральный орган по охране заповедных территорий

30 августа на площадке Общественной палаты России состоялся круглый стол «Печальный юбилей: 70 лет первого разгрома отечественной заповедной системы».

Модератор мероприятия председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина отметила: «Наша встреча на площадке ОП РФ с представителями органов власти и научным сообществом приурочена к печальной дате подписания постановления о закрытии значительного числа особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и ликвидации Главного управления по заповедникам при Совете министров РСФСР. Большинство экспертов, знакомых с историей охраны природы в Советском Союзе, сходится во мнении, что это решение стало поворотным моментом в судьбе заповедников, поэтому сегодня так важно признать ошибки прошлого, чтобы не допустить их в будущем».

Советник генерального директора АНО «Дальневосточные леопарды» Всеволод Степаницкий в своем докладе рассказал об основных этапах разгрома заповедной системы. Так, 29 августа 1951 года было издано постановление Совета министров СССР «О заповедниках», которое предусматривало ликвидацию заповедников и передачу объектов инфраструктуры заповедных территорий для последующих заготовок деловой древесины, расширения охотничьего и рыбного промыслов, разработки полезных ископаемых. Шло резкое сокращение штата работников заповедников. В дальнейшем это событие историографы назвали первым разгромом отечественной заповедной системы. 

Эксперт добавил, что вопрос о судьбе заповедников обсуждался на высшем уровне, а нападки на сеть государственных заповедников со стороны хозяйственных и властных структур происходили на всем протяжении ее существования. 

«Уже в конце 1949 года в Совмине СССР встал вопрос о более широком использовании заповедников в хозяйственных целях. 20 июля 1950 года Совмин предложил советам министров республик и Госплану представить предложения по улучшению деятельности системы. В результате последовавших проверок было сформировано постановление, которое ограничило территорию всех оставшихся заповедников до не более чем 1,5 миллиона гектаров», — сообщил Всеволод Степаницкий.

По его словам, в СССР были одновременно ликвидированы 88 из 128 заповедников, в том числе на территории РСФСР полностью закрыты 27 из 47 заповедников. Общая площадь заповедников была уменьшена в 15 раз. Целый ряд ценнейших в экологическом отношении территорий оказались полностью утрачены. 

«Принятое постановление создало прецедент демонстративно пренебрежительного и утилитарного отношения к идее заповедного дела со стороны государства, имевшего самые губительные последствия в последующие десятилетия», — отметил Всеволод Степаницкий. 

Эксперт уверен, что необходим переход на новую современную модель управления, а идеи и принципы заповедного дела должны быть понятны широким слоям общества. Необходима продуманная государственная политика в сфере природоохранного просвещения и пропаганды идей заповедного дела. Изучение и использование успешного мирового опыта — одна из составляющих успеха развития заповедного дела в стране, считает эксперт, а эффективное управление федеральной системой особо охраняемых природных территорий (ООПТ) требует наличия специализированной государственной структуры.

«Перед нами стоит вопрос не в том, что системой ООПТ 70 лет плохо или хорошо управляли, а в том, что эти десятилетия не использовали и развивали потенциал, который есть у этой системы. Необходимые механизмы не были реализованы в силу неправильно избранной, ошибочной, не отвечающей мировым трендам модели управления»», — убежден Всеволод Степаницкий.

Елена Шаройкина напомнила, что экспертами и общественниками был подготовлен пакет предложений, который направили министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александру Козлову о создании отдельного органа исполнительной власти, который займется вопросами ООПТ.

«Особо охраняемые территории в России, общая площадь которых составляет 13 процентов от площади страны, играют особую роль в сохранении редких ландшафтов и экосистем, животных и растений, занесенных в Красную книгу. С целью развития системы ООПТ ранее от имени нашей комиссии было направлено предложение главе Минприроды России Александру Козлову о создании федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, которое в советское время было упразднено. Мы получили ответ, из которого следует, что инициатива недостаточно проработана, поэтому главная цель нашей встречи — отреагировать на все замечания и вопросы и направить проект повторно», — подчеркнула Елена Шаройкина.

О проблемах системы ООПТ России рассказал руководитель программы Greenpeace по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин. С одной стороны, считает он, все неплохо: федеральные природоохранные территории занимают два процента, а вместе с региональными — порядка 13 процентов. С другой стороны, они подвергаются угрозам. Эксперт обратил внимание, что в 2000 году указом Президента был ликвидирован Госкомитет России по охране окружающей среды — эта структура занималась надзором, экспертизой и ООПТ, а его функции были переданы Минприроды России — министерству, занимающемуся в первую очередь организацией использования природных ресурсов.

Михаил Крейндлин привел примеры нарушений на ООПТ. Это попытки использовать территорию национального парка «Югыд ва» (объект всемирного наследия «Девственные леса Коми) для организации золотодобычи. Другой пример — в природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» по согласованию с Минприроды России началось строительство скоростной дороги, предусматривающее вырубку дубов. В ближайшее время из состава национального парка «Самарская лука» будут выведены пять населенных пунктов и включены другие территории. При этом, хотя территория парка увеличится, но именно исключаемые территории являются одними из базовых центров туризма данного парка.

«С нашей точки зрения, это происходит потому, что институционально Минприроды не должно заниматься вопросами управления природоохранными территориями, поэтому решением будет создание того самого федерального органа управления», — подытожил Михаил Крейндлин.

Наталья Данилина, директор экоцентра «Заповедники», отметила, что в мире природоохранные территории развиваются активно и сеть их растет. Главы государств под эгидой ООН приняли решение о том, что по крайней мере 30 процентов планеты должны находится под разной степенью защиты. И ООПТ играют в этом развитии ключевую роль. Сейчас на них приходится 17 процентов суши. 

«Очень интересен пример США, потому что наши системы формировались примерно в одно и то же время. На сегодняшний день в США создана мощная система охраняемых территорий. Одна из служб, которая занимается пространственным сохранением природы, — Служба национальных парков. Она существует 105 лет и легко отбивает любые нападки на национальные парки, потому что эта служба ставит во главу угла экономику, то есть то, что понятно политикам, обществу», — рассказала Наталья Данилина. 

Член ОП РФ Ирина Санникова отметила, что 50 процентов обсуждаемых экспертами вопросов связаны с системой ООПТ по разным направлениям, потому что это является краеугольным камнем всего природного баланса на планете.

«Наибольшее количество обращений граждан, которые поступают в нашу комиссию, связано с развитием ООПТ. Считаю, что важную роль играет общественная поддержка и экопросвещение. Управление этой системой находится в руках самих людей, общество имеет возможность повлиять на ход развития событий, на развитие истории. Считаю, что разработка и принятие программы развития системы ООПТ позволит решить многие проблемы», — считает член Комиссии по экологии и охране окружающей среды.

Член Корсовета по экоблагополучию при ОП РФ, руководитель Мурманской областной общественной организации «Кольский центр охраны дикой природы» Виктор Петров сказал, что отсутствие единого органа, управляющего системой ООПТ в стране, приводит к принятию странных решений в регионах, как следствие к разрушению всей системы. 

«Единственным способом преодолеть тяжелое наследие является официальная негативная оценка разгрома заповедной системы, — отметил эксперт. — Главное — не произнести слова, а сделать какое-то действие. И это создание агентства заповедного дела, которое будет управлять территориальной охраной окружающей среды в стране».

Подводя итоги, Елена Шаройкина отметила, что все прозвучавшие предложения и рекомендации войдут в резолюцию ОП РФ и будут направлены в Минприроды России. Кроме того, в ближайшее время профильная комиссия совместно с Координационным советом по экологическому благополучию подготовит доклад с подробным анализом не только системы заповедников, но и законодательных инициатив, попыток бизнеса и региональных властей за последний год перекроить границы природоохранных территорий.

Источник - официальный сайт Общественной палаты РФ.