Обследовать исторические военные аэродромы на Чукотке, найти места падений самолётов по маршруту воздушной трассы Аляска — Сибирь и установить памятные знаки на местах гибели разбившихся лётчиков отправились специалисты РГО и Минобороны России. Новый этап начался 28 июня и продлится около месяца.
Главная цель на этот сезон — вывезти найденные в прошлом сезоне объекты военно-технической истории периода ВОВ для их подготовки к демонстрации в составе выставочных экспозиций, провести авиационные и наземные поисковые работы на местах катастроф перегонявшихся самолётов. Среди основных точек этапа — пять исторических аэродромов воздушной трассы: Танюрер, Чаплино, Уэлькаль, Марково и Омолон.
Основу для поиска составляют данные, обнаруженные в ходе длительной работы в Центральном архиве Минобороны России и в других российских архивах. Так, согласно имеющимся в распоряжении специалистов РГО документам, место аварии С-47 из состава 8-го транспортного авиаполка под командованием лейтенанта Герасимова, потерпевшего крушение 28 августа 1943 года, находится в 50 км западнее аэродрома Уэлькаль, в северной части Ушканьского хребта. Второй С-47 из состава 1-го перегоночного авиаполка, экипажем которого командовал старший лейтенант Спиридонов, разбился 28 мая 1943 года в районе высоты 660 около посёлка Неран. Однако участники экспедиции надеются и на информацию, имеющуюся у местных поисковиков.
— Как везде в России, в посёлках, рядом с которыми находились аэродромы воздушной трассы, есть множество людей, посвятивших себя изучению истории своего родного края, в том числе военной истории, — говорит руководитель экспедиционного направления РГО Сергей Чечулин. — За много лет кропотливой работы они собрали уникальные сведения о работе авиатрассы, о катастрофах перегонявшихся самолётов, судьбах их экипажей, многое обнаружили и изучили. Мы рассчитываем на взаимодействие с краеведами, потому что объединение имеющихся данных позволит существенно увеличить эффективность поисков, получить новую информацию и совместными усилиями пополнить экспозиции местных и федеральных музеев новыми экспонатами, иллюстрирующими вклад Дальнего Востока и Сибири в нашу Победу над нацистами.
В эскимосском посёлке Уэлькаль на берегу Берингова моря до сих пор сохранились традиции китобойного промысла. Название населённого пункта говорит само за себя: в переводе с эскимосского "уэлькаль" означает "нижняя челюсть кита". Скелеты гигантских морских млекопитающих, то тут то там попадающихся на глаза, перемежаются с артефактами военной части, просуществовавшей тут вплоть до 2000-х. В годы войны здешний аэродром, расположенный на берегу залива, был местом первой посадки для вылетавших с Аляски американских самолётов. Одно время советский участок перегоночного маршрута так и назывался: воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль.
В прошлом году участники экспедиции исследовали уникальную взлётно-посадочную полосу, сложенную некогда из досок. Причём для прочности доски ставили на ребро одну к другой. В этом районе и севернее, ближе к посёлку Эгвикинот, будут искать места падений пяти исторических самолётов.
Аэродром Чаплино располагался на узкой песчаной косе, выдававшейся в Берингов пролив. Он использовался как место посадки самолётов, если аэродром Уэлькаль был закрыт по погодным условиям. Сейчас о военном прошлом напоминает лишь советский грейдер, которым некогда ровняли полосу, и остатки рамы советского биплана военной поры.
Уэлькаль, обнаруженный фрагмент самолёта. Фото: Александр Бормотин
Важным промежуточным аэродромом Красноярской воздушной трассы, как тоже некогда называли маршрут Аляска — Сибирь, являлся аэродром Танюрер, построенный в 1944 году в труднодоступном месте, вдали от населённых пунктов, в поистине рекордные сроки — за 75 дней. Территория аэродрома, закрытого в 1960-х, сильно заболотилась и заросла, однако именно здесь участникам экспедиции в прошлом году удалось обнаружить множество частей аэродромной техники советского и американского производства — аэродромного тягача, прожектора, трактора, автомобилей обеспечения, электрогенератора.
В новом сезоне поисковики планируют продолжить обследование территории аэродрома и вывезти историческую технику для сохранения и музеефикации.
Следующая точка воздушной трассы — Марково, старинный русский форпост на Чукотке. Здесь в 1920-е находились представительства российских и американских торговых компаний, а в 1942-м был построен аэродром для посадки самолётов, вылетавших из Уэлькаля и Анадыря. Здание аэропорта сохранилось до сих пор, хотя и не в самом лучшем состоянии.
В прошлом году участники экспедиции обнаружили место взлётно-посадочной полосы, сильно поросшее ивняком, а также определили возможные районы катастроф самолётов А-20 "Бостон" и Р-39 "Аэрокобра". В планах на этот год — продолжить поиски этих самолётов.
Аэродром Омолон на границе с Якутией — финальная точка чукотского этапа. Посёлок здесь возник в 1943 году как опорный пункт для поддержки воздушной трассы Красноярск — Уэлькаль. Несколько зданий и ВПП того времени эксплуатируются до сих пор. В рабочем состоянии сохранились ленд-лизовские американские слесарный станок и грейдер Caterpillar. В окрестностях посёлка пройдёт поиск места падения одного из самолётов Алсиба.
На всех обнаруженных местах крушений будут торжественно установлены памятные знаки с информацией о разбившихся самолётах, пройдут мемориальные мероприятия в память о погибших лётчиках.
Алсиб (сокращенное название воздушной трассы Аляска — Сибирь, в разные времена называвшейся также Красноярской воздушной трассой и воздушной трассой Красноярск — Уэлькаль) — авиакоридор, соединяющий США и СССР, возник в годы Великой Отечественной войны. По договору ленд-лиза США поставляли нам истребители, бомбардировщики, транспортные и учебные самолёты. Для их перегона и была необходима круглогодичная и круглосуточная воздушная трасса, по которой советские лётчики могли бы доставлять самолёты на фронт. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки, всего за пять-восемь месяцев. Начиная с 1942 года на фронт по трассе Алсиб поступило более восьми тысяч самолётов.
Юлия Гопиус