В Оке обнаружили деревянное судно возрастом около 100 лет

Затонувшее судно в р.Ока

Представители Тульского областного отделения Русского географического общества подтвердили сведения рыбаков – у правого берега реки на одном из её изгибов действительно лежит деревянное судно, которому, возможно, около 100 лет. По предварительным оценкам, длина его составляет не менее 30 метров, а ширина – восьми. Точные размеры станут известны после проведения детальных измерений. 

Местные рыбаки знали о затонувшем "корабле" уже не одно десятилетие, однако информация в Тульское областное отделение Русского географического общества поступила лишь прошлой осенью. Этим летом появились первые результаты исследований.

dsc_8267.jpg


Шпангоуты затонувшего судна. Фото О.А.Золотарева

В конце лета, когда Ока становилась прозрачнее, под водой были отчётливо видны хорошо сохранившийся борт из массивных брусьев и мощные шпангоуты большого деревянного судна. В последние годы уровень воды в реке значительно упал, и судно частично оказалось на поверхности. К сожалению, на его сохранности это сказалось самым неблагоприятным образом. Топтимберсы – верхние части шпангоутов, а также верхний пояс обшивки под воздействием воды, а зимой и льда, стали быстро разрушаться. 

dsc_8349.jpg


У остатков судна. Фото Тульского отластного отделения РГО

По типу данное судно, скорее всего, относится к баркам, которые сотнями строились по берегам Оки в середине XIX – начале XX века. На то, что возраст обнаруженного судна – около 100 лет, указывает большое количество кованых железных гвоздей, сохранившихся в его обшивке. Явно, во времена строительства барки данные крепёжные элементы уже не были в дефиците. Хотя сохранность гвоздей можно объяснить и труднодоступностью затонувшего судна для местных жителей – всё-таки не каждый отважился бы разбирать прочную конструкцию ради нескольких десятков гвоздей прямо под водой.

chertezh_barki.jpg


Чертеж барки. Журнал "Судостроение" №11, 1984 г.

В любом случае, более точная датировка находки станет возможной лишь после тщательного изучения конструкции, опроса местных жителей, изучения письменных источников. Вести речь о проведении археологических раскопок пока преждевременно, поскольку сразу встанет вопрос о дальнейшей сохранности деревянного остова.

dsc_8254.jpg


Условно "кормовая" оконечность судна. В центре виден вертикальный штевень с кованым гвоздем. Фото О.А.Золотарева

Подъём и консервация столь большого объекта является сложным и дорогостоящим делом. В то же время какие-то меры по сохранности судна необходимо принимать – корпус его явно разрушается, и в скором времени от него может ничего не остаться.

dsc_8297.jpg


Вид на условную "носовую" часть судна. Фото О.А.Золотарева

Об исторической ценности находки пока судить сложно. Однако то, что для среднего течения Оки она является уникальной, весьма вероятно. Те же рыбаки, знающие как свои пять пальцев десятки километров Оки, ничего подобного больше нигде не встречали. Судно являлось типичной "рабочей лошадкой" того времени и по сути имело вид низкобортной платформы для перевозки различных грузов – от зерна и соли до промышленных товаров и мануфактуры.

dsc_8309.jpg


На воздухе дерево быстро разрушается. Фото О.А.Золотарева

Продолжение исследований затонувшего судна Тульское областное отделение РГО планирует на конец августа – начало сентября. Учитывая, что находка сделана за пределами Тульской области, проект будет межрегиональным.


Председатель Тульского областного отделения РГО Олег Золотарев