В Пензе открылась выставка народной одежды русских Средней Азии

В Литературном музее Пензенским областным отделением Русского географического общества проводится этнографическая выставка "Современный этномир Средней Азии". Она организована по итогам международной экспедиции "Современный этномир", маршрут которой проходил по Узбекистану, Казахстану и Киргизии. На выставке представлены образцы народной одежды русских Средней Азии, а также сувениры, подаренные участникам экспедиции соотечественниками. 

28 июня состоялась презентация выставки, на которой участники экспедиции "Современный этномир" рассказали о сохранении русскими Средней Азии своих национальных традиций. Учитывая, что расселение соотечественников в Узбекистане, Казахстане и Киргизии распределено неравномерно, так и русские традиции сохраняются в этих странах по-разному. 

"Такие костюмы носили казаки Семиречья, а также русские поселенцы Средней Азии, и, если обратить внимание, то народная одежда практически не отличается от национальной одежды жителей метрополии", — пояснил Олег Ткачёв, президент медиа-клуба "45 меридиан".

Организаторы постарались сгруппировать экспонаты выставки по странам, где была проведена экспедиция, а также представили религиозную литературу и прессу, подаренную священнослужителями Русской православной церкви Узбекистана, Казахстана и Киргизии и предметы народного быта.

"Русские Узбекистана в основном проживают в городах и ведут урбанизированный образ жизни, лишённый ярко выраженного национального облика, а компактные общины соотечественников на селе фактически прекратили своё существование. Соответственно, традиционные элементы русской культуры, учитывая влияние советского прошлого у русскоговорящих  жителей Узбекистана —  утрачены", — отметил Игорь Пантюшов, председатель Пензенского областного отделения РГО.

С момента своего появления на территории Узбекистана, в последней четверти XIX века, русские играли важнейшую роль во всех сферах жизни региона, особенно в советский период, и в первую очередь в столице — городе Ташкенте. Можно выделить компактные ареалы проживания русских в Узбекистане: город Ташкент и Ташкентская область — города Чирчик, Алмалык, Бекабад, Ангрен, Ахангаран; Навоийская область — города Навои, Зарафшан, Учкудук, Фергана, Кувасай, Самарканд, Каттакурган; Бухарская область — город Каган; а также некоторые сельские районы Ташкентской и Сыр-дарьинской областей, железнодорожные пристанционные посёлки, возникшие в XIX веке вдоль Закаспийской железной дороги. Расселению русского населения Узбекистана свойственна ареальная дискретность и сосредоточенность в урбоиндустриальных центрах.

"В Казахстане совершенно иная ситуация. Русские и русскоговорящие жители Казахстана благодаря работе энтузиастов в основном сохранили свою национальную культуру и язык. На местах ощущается стремление русскоязычного населения к духовно-нравственному возрождению национальной культуры, сближению с соотечественниками из Российской Федерации и других стран СНГ",  — отметил Олег Ткачёв.

В Казахстане русские являются в основном потомками переселенцев XIX—XX века, в меньшей степени XVII—XVIII веков. Начиная с XVI века стали возникать первые военные поселения и крепости, основанные Русским царством, а затем и Российской империей на территории Казахского ханства. Казаки сначала строили крепость с военным гарнизоном, затем перевозились семьи, после чего рядом возникало поселение. На территории Казахстана существовало три казачьих войска — Уральское, Сибирское и Семиреченское. Многие казаки имели также и казахские корни, особенно по женской линии. 

Старейшее поселение, на территории Казахского ханства — Яицкий городок (впоследствии город Уральск) был основан в 1520 году. Позже были основаны Гурьев (1645), Семипалатинск (1718), Усть-Каменогорск (1720), Павлодар (1720), Петропавловск (1752), Кокчетав (1824), Акмолинск (1824), Казалинск (1848), Верный (1854), Актюбинск (1868), Кустанай (1879) и другие более мелкие городские поселения.

"Русские в Киргизии — одна из крупнейших официально признанных диаспор за пределами современной России. Особую роль в сохранении традиций играет казачество, традиции которого сохраняются в Иссык-Кульской и Чуйской областях, а также в Бишкеке", — продолжил рассказ Олег Ткачёв.

С момента своего появления на территории Южного Семиречья в третьей четверти XIX века, русские играли важную роль во всех сферах жизни республики, особенно в поздний имперский и советский период и, в первую очередь в её северной равнинной части.

Выставка "Современный этномир Средней Азии" рассказывает посетителям, что соотечественники, живущие на постсоветском пространстве Средней Азии идентифицируют себя в едином русском (российском) цивилизационном пространстве, помнят свои корни и сохраняют национальные традиции.

Выставка будет работать до 28 июля по расписанию Литературного музея.


Подготовила Ольга Ильина,
член Совета Пензенского областного отделения РГО, фотоматериал Игоря Пантюшова