В поисках «камня плодородия»: кировские географы обсудили проблемы и перспективы добычи фосфоритов в области

Вятско-Камский рудник: славное прошлое и неопределенное будущее. Фото предоставлено областным отделением РГО

Вятская земля обладает крупнейшим в России месторождением фосфоритов, широко используемых в советский период в качестве «камня плодородия». В последующие годы социально-экономических реформ месторождение постигла печальная судьба многих других горнодобывающих предприятий. Есть ли надежда на возрождение горнодобычи ценного химического сырья для агропромышленного комплекса страны. С этим и другими вопросами члены МК Кировского отделения РГО обратились к профессору ВятГУ Алексею Прокашеву.

- Алексей Михайлович, расскажите, пожалуйста, как на территории вятской земли образовались такие крупные залежи фосфоритов?

- Вы затронули очень важный и сложный с научной точки зрения вопрос! Над проблемой генезиса фосфоритов учёные ломают головы уже более ста лет. Отечественными и зарубежными исследователями выдвинуто большое количество гипотез, но единая теория фосфоритообразования пока отсутствует. Одной из причин этого является низкий кларк данного элемента в земной коре, что создает сложности для его концентрации в виде крупных месторождений.

- Можно ли познакомиться с наиболее признанной версией генезиса подобных кладовых фосфорных руд?

- Насколько известно, в настоящее время какой-либо единой концепции на этот счёт не существует. Опираясь на известные мне геологические наработки можно выделить ряд условий, необходимых для осаждения фосфата кальция, или апатита. Во-первых, это преимущественно неглубокие морские бассейны с восстановительной средой, благоприятствующей осаждению фосфорных соединений. Во-вторых, возможность перемещения первичных аккумуляций фосфатов за счёт прибрежных течений в теплые мелководные «отстойники». За длительный период времени при погребении донными наносами в них могли образовываться достаточно крупные залежи. Эти процессы могут быть нередко разделены во времени на миллионы лет, а в пространстве на многие десятки километров.

- Вы хотите сказать, что именно такие условия имели место в геологической истории вятской земли?

- Да, судя по всему, подобные условия существовали у нас на северо-востоке Вятского края в раннемеловой период. Примерно 140–145 миллионов лет назад здесь плескались теплые воды Верхнекамского и Синегорского заливов мезозойского моря, подступившего сюда с севера (в современных географических координатах). О том, что они были весьма тёплыми, свидетельствует минерал-термометр – глауконит – гидрослюда оливковой окраски. Этот минерал образуется в морской среде со среднегодовыми температурами не ниже 10-12 °С. Кстати, в современный период эта температура в наших краях составляет всего 2 °С.

Зеленовато-голубоватую окраску глаукониту, по-видимому, придает наличие в его составе двухвалентного железа – косвенного свидетеля восстановительной среды. Наглядным индикатором такой среды может служить тёмно-серая окраска, обычная для юрских и меловых песчано-глинистых отложений, иногда выступающих в береговых обнажениях местных рек. Её источником являются соединения гидроксидов железа, марганца и фосфора в низкой степени окисления. 

Наши вятские фосфориты часто переслаиваются с глауконитовыми песками, в тоще которых они образуют желваковые залежи или плитовидные тела с повышенными концентрациями фосфата кальция и обилием окаменелостей мезозойских беспозвоночных животных – аммонитов, белемнитов, ауцелл. Геологами даже выделяются особые – «бухиевые» – слои из одноименных двустворчатых моллюсков.   

- Что представляет собой Вятско-Камское месторождение фосфоритов?

- Это очень крупная кладовая ценного агрономического сырья площадью почти 2 тыс. км2. Она совпадает с бывшей акваторией Верхнекамского залива раннемелового времени. Месторождение протягивается с северо-востока на юго-запад почти на 120 км при ширине до 30–55 км. По данным геологов общие запасы минерального сырья в пересчёте на Р2О5 составляют 307 млн т, а промышленные – более 100 млн т. Фосфоритные пласты числом до пяти имеют небольшую мощность – от 0,4 до 1,3 м – и залегают на глубинах от 3–20 м в краевых частях Вятско-Камской впадины и до 100 м в её центральной части. На периферии продуктивные залежи местами нарушены в результате тектонических подвижек, связанных с мезо-кайнозойским этапом развития. Фосфоритные пласты представлены тёмно-зелёными глауконитовыми песками и алевролитами с желваками фосфорита различной формы величиной от нескольких до 15–25 см. Между прочим, глауконит также может служить, наряду с фосфором, ценным источником калия.  

- Насколько сложны условия добычи агрохимического сырья?

- Это зависит от глубины рабочих залежей. Они относительно благоприятны в краевых частях, где фосфоритный пласт лежит на глубинах до 20 м и может разрабатываться открытым способом. В направлении к центру впадины расходы на вскрышные работы существенно возрастают. В этом же направлении возрастает вероятность и степень обводнённости залежей, но с этим горняки легко справлялись путём откачки и отведения воды за пределы карьерных полей. В обработку обычно вовлекаются площади со вскрышей до 20 м.

- А каково качество фосфоритного сырья?

- Это также важный вопрос! Содержание фосфорного ангидрида в руде возрастает в направлении от северных участков к южным, с 9–11 до 13–14%. Но за счёт сравнительно несложной технологии обогащения путем промывки получают концентрат с долей пятиокиси фосфора до 20–25%. Такой концентрат идет на производство фосфоритной муки. Она считается экологически чистым удобрением, содержащим наряду с фосфором ряд ценных микроэлементов – марганец, никель, кобальт, барий, медь, молибден, редкие земли. Ранее концентрат частично поставлялся на металлургические заводы для получения особого – фосфористого – чугуна, а также «желтого» фосфора.

- Каковы масштабы добычи фосфатов?    

- В советский период было выявлено более 15 рабочих площадей. В конце прошлого века карьерные работы велись на трёх участках: «Прирудничный», «Дедовский» и «Правобережье реки Нырмыч». В 1990 г. Верхнекамским рудником добыто 2,5 млн т руды из которой произведено около 750 тыс. т концентрата и выработано 675 тыс. т фосфоритовой муки.

 -Алексей Михайлович, не могли бы вы, в двух словах описать историю освоения рудника?

- Здесь можно сослаться на доступные нам очень старые краеведческие материалы, почерпнутые из газеты «Прикамская новь» за 1909 г. Согласно им начало истории Вятско-Камского месторождения датируется 1771 г., когда местные жители обнаружили в толщах земли необычные бежево-белые минеральные фрагменты, которые отличались внешним видом от известных им пород. 

Целенаправленное изучение данного «чудного» явления началось в 1888 г. и связано с именем профессора Казанского университета Петра Ивановича Кротова, уроженца с. Елово Глазовского уезда бывшей Вятской губернии. В 1912 г. исследования Петра Ивановича привлекли внимание руководства Пермского и Вятского земств. Оно инициировало разведочные работы вблизи деревни Горшково (ныне окрестности д. Волосница). Подтвердившиеся запасы фосфоритных руд дали старт для организации предприятия. В период 1915–1917 гг. было намыто 15 тысяч пудов рудного концентрата.

С приходом Советской власти месторождение приобрело стратегический характер - для нужд сельского хозяйства. Однако освоение запасов сдерживалось удалённостью от надежной транспортной связи.  Возможность отправки товарной продукции была по реке Каме и только во время весеннего половодья.

02_nachalo_prom_osvoeniya.jpg


Начало промышленного освоения фосфоритов на вятской земле. Фото из архива областного отделения РГО

Важная дата для рудника – 1930 г., когда от станции Яр на Транссибе до станции Фосфоритная проложили железную дорогу. Она дала возможность завоза современной техники, а также вывоза фосфоритов в любую точку страны. К тому времени рудник освоил новый горизонт добычи – 50 тыс. т в год.

03_vyatsko-kamskiy_rudnik_-_stanciya_fosforitnaya.jpg


Станция «Фосфоритная» - ворота в «фосфоритное сердце» вятской земли. Фото предоставлено областным отделением РГО

В 1936 г. была построена промывочная фабрика и сушильно-размольный цех. С этого периода советский агропромышленный комплекс начал получать ценный «фосфорный камень плодородия».

После Великой Отечественной войны началось оснащение предприятия современными экскаваторами и тепловозами. Мощность рудника росла, что положительно отразилось на имидже не только рудника, но и в целом Кировской области. В 1960 г. Вятско-Камский фосфоритный рудник входил в десятку предприятий, на которые опиралось сельское хозяйство страны. Крупные государственные заказы на фосфоритную муку отражались на показателях добычи. Этому помогло подключение Верхнекамского района к мощному источнику электроэнергии, который способствовал развитию промышленной и гражданской инфраструктуры. В 1961 г. было отгружено 112 тыс. т фосмуки, в 1963 – 130 тыс. т.

В 1986 г. была сдана в эксплуатацию флотационная фабрика, позволяющая извлекать дополнительные 155 тыс. т фосмуки из отходов промывки. С этого времени начались поставки продукции рудника в зарубежные социалистические страны, например, в бывшую ГДР.

Развал СССР и последовавшая за ним деградация экономики больно ударили по руднику. Уже в 1992 г. закрылась нерентабельная флотационная фабрика, а годовая выработка упала: до 429 тыс. т в 1994 г. и 13,4 тыс. т в 1998 г.  Это составило скромные 2% от потенциальной мощности предприятия, по сути, вело к банкротству предприятия. Стоит подчеркнуть, что производство муки очень дорогое занятие и в советский период оно дотировалось государством. Фосмуку продавали за очень небольшую плату – 28 рублей за тонну, а остальные издержки покрывало государство.          

- Каково современное состояние месторождения и перспективы развития предприятия?

- В 2000 г. на территории предприятия скопилось 200 тыс. т концентрата.  Из них к осени было продано менее 20 тыс. т фосмуки, что соответствует объёмам недельной продажи в советские годы.

В 2010 г. руководство Верхнекамского района пыталось наладить деловое сотрудничество с Кирово-Чепецким заводом минеральных удобрений. Но более низкое качество местного сырья по сравнению с апатитами Кольского полуострова, на которые изначально была «заточена» технология получения фосфорных удобрений в Кирово-Чепецке, не позволили реализовать эту идею. Необходимость в больших капиталовложениях для эксплуатации минерального сырья сыграли свою роль.

04_vyatsko-kamskiy_rudnik_-_byvshaya_opora.jpg


Вятско-Камский рудник – бывшая опора сельского хозяйства страны! Фото предоставлено областным отделением РГО

Современное состояние рудника не вызывает оптимизма. На предприятии числятся 350 работников, а сам рудник принадлежит организации ПАО «Уралкалий». Объёмы добычи составляют 16 тыс. т в год, а финансовые показатели – 251 млн руб. Правда, с 2018 г., насколько нам известно, на территории месторождения проводятся научно-исследовательские работы по уточнению перспектив развития в недавнем прошлом знаменитого месторождения фосфоритов. Будем надеяться на скорое возвращение к полноценной жизни уникальной кладовой агрономического сырья.

- Алексей Михайлович, спасибо Вам за интересное интервью!

- Вашу благодарность я переадресовываю в адрес специалистов-геологов, проделавших огромную работу по изучению Вятско-Камского месторождения фосфоритов, а также в адрес энтузиастов-краеведов, информационные материалы которых позволили оживить нашу беседу.


Интервью подготовлено группой членов Молодёжного клуба Кировского отделения РГО:

Кирилловых Артём, Коновалов Станислав, Платунов Андрей, Одинцов Алексей