В Поморье учёные исследовали затонувшие корабли времён первой Мировой войны

Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО
Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО

Специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) обнаружили три парохода периода Первой мировой войны, 19 "донных аномалий" и три неидентифицированных объекта в Горле Белого моря. Находки сделаны в ходе экспедиции ЦПИ РГО, которая завершилась в Поморье.

Горло Белого моря – пролив в Северном Ледовитом океане, отделяющий Терский берег Кольского полуострова от Зимнего берега материка. В допетровские времена Горло считалось наиболее опасной зоной для проплывающих по ней кораблей. Известно, что в XVIII веке здесь затонули сотни торговых судов: они были раздавлены льдами или стали жертвами штормов. По оценке специалистов, в период Первой мировой и Великой Отечественной войн их количество увеличилось до двух тысяч.

gopr0332-2.jpg

Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО
Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО

В течение трёх недель специалисты Центра обследовали акваторию Горла Белого моря и изучили ряд объектов, затонувших в тех местах в годы Первой мировой войны. Работы проводили две команды: на Большом гидрографическом катере с поисковой аппаратурой специалисты-гидроакустики осматривали акваторию Горла Белого моря, а со спасательного буксира водолазная команда изучала объекты, найденные в прошлом году. Так, при помощи многолучевого эхолота и гидролокатора бокового обзора поисковой группе экспедиции удалось отснять 190 квадратных километров морского дна. В ходе поисковых работ обнаружены и осуществлены замерочные погружения к 19 "донным аномалиям". По словам специалистов, ими могут оказаться рукотворные объекты: корабли, фрагменты груза или части судна.

gopr0303-2-1.jpg

Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО
Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО

Помимо этого специалисты нашли три парохода периода Первой мировой войны. Благодаря архивным сведениям и данным гидроакустиков специалистам удалось идентифицировать корабли. Одним из них стал американский пароход "Каролина", занимавшийся перевозкой военного груза, в том числе автомобилей. В 1917 году судно подорвалось на минном заграждении. Другой затонувший пароход – официальный угольщик Британского адмиралтейства №546 "Кап Антибе". Конечной точкой его маршрута должен был стать Архангельск. Третье судно – английский пароход "Друмлойст". В 1915 году судно шло с грузом леса из Архангельска в родной порт, но подорвалось на мине. Корабль держался на плаву до последнего: он ушёл под воду только после третьего минного снаряда. Сейчас корпус "Друмлойста" стоит на глубине 64 метра с небольшим креном на левый борт. Его палуба уцелела, на грунте лежат обломки кормы парохода.

z32aj5dzgum.jpg

Пароход "Друмлойст". Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО
Пароход "Друмлойст". Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО

Кроме того, в рамках экспедиции водолазы обследовали уже известные объекты. Среди них – пароходы "Африкан Монарх" с грузом кардифа – уэльского угля и "Дэт Грив", вёзший лес из России во Францию. За несколько дней специалисты провели полное обследование и видеосъёмку затонувших кораблей.

afrikanmonarh3-1.jpg

Пароход "Африкан Монарх". Изображение предоставлено Центром подводных исследований РГО
Пароход "Африкан Монарх". Изображение предоставлено Центром подводных исследований РГО

Специалисты ЦПИ РГО планируют вернуться с экспедицией в Горло Белого моря в следующем году. Помимо определения и идентификации неизвестных объектов поисковая команда рассчитывает найти объекты петровской эпохи. "Поморье считается морской колыбелью России. В XVII–XVIII веках Архангельск был крупнейшей верфью и портом. Поэтому в следующем году мы отправимся в том числе и за старинным наследием Белого моря", – говорится в сообщении пресс-службы центра.

gopr0346-2.jpg

Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО
Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО