Состоялась первая встреча участников рабочей группы по разработке концепции непрерывного экологического образования и просвещения Екатеринбурга при Экологическом совете при Главе города. Это закономерно, поскольку Екатеринбург является одним из крупнейших Федеральных центров развития экологии и экологического образования.
По инициативе Администрации Екатеринбурга и научно-педагогической общественности в конце 90-х годов XX века был создан Координационный̆ Совет по экологическому образованию и просвещению во главе с Людмилой Васильевой, который функционировал до 2005 г. Первая целевая программа экологического просвещения и образования жителей̆ Екатеринбурга была реализована в 2001—2004 гг. В своей работе совет опирался на научные разработки известных ученых, стоящих у истоков экологического образования на Урале и в России.
В состав рабочей группы совета вошли: Наталья Мельник, Елена Амирова, Валентина Силина, Надежда Абрамова, Сергей Иванов — ученики виднейших ученых-экологов Уральской научной школы - основателей экологического образования на Урале: Сергея Васильевича Комова, Галины Петровны Сикорской и Владимира Николаевича Большакова.
Екатерина Кузёмка, заместитель Главы Екатеринбурга, поблагодарила экспертов за готовность способствовать развитию города и предложила разработать “Кодекс зеленых правил города” и “Зеленый путеводитель Екатеринбурга”.
Ольга Старцева, председатель Экологического совета при Главе Екатеринбурга, отметила своевременность создания рабочей группы, перед которой стоят серьёзные задачи: ликвидация экологической безграмотности, воспитание экологической культуры и создание школьного курса по городской экологии. А также выразила надежду, что деятельность группы будет базироваться на богатейшем опыте экологического образования, накопленного в Свердловской области и городе Екатеринбурге с 80-х годов прошлого века.
Валентина Силина, директор Городского детского экологического центра, отметила:
— Конечно, прежде чем создавать программу непрерывного экологического образования и просвещения, необходима концепция. Городу нужна систематическая, хорошо скоординированная деятельность, опирающаяся с одной стороны на научную теорию, с другой стороны — на обильную и многолетнюю практику экологического образования. Екатеринбург известен на всю Россию своими научными разработками, и огромным опытом в области экологического образования.
Надежда Абрамова, член Свердловского областного отделения РГО, эксперт Агентства стратегических инициатив, член научного совета по вопросам экологического образования Российской академии образования, доцент, заведующий кафедрой УрГПУ, считает:
— Для создания новой концепции нужно, в первую очередь, собрать предложения горожан, и регулярно освещать практики экологического поведения горожан в СМИ и в соцсетях, проводить в городе профильные экологические конференции, в том числе и Всероссийского масштаба, посвященные экологическому образованию в интересах устойчивого развития.
А Елена Амирова, эксперт в области экологического просвещения в России, руководитель проектов НКО, добавила:
— В 2020 году после пандемии нового коронавируса бережное отношение к людям и ресурсам, экологически сообразное производство и потребление станут очевидной нормой выживания для каждого. —
Сергей Иванов, член научного совета по вопросам экологического образования Российской академии образования, заведующий кафедрой Института развития образования, прокомментировал:
— Концепция непрерывного экологического образования и просвещения города Екатеринбурга, над которой началась работа, должна изменить уровень экологической культуры горожан, заставить их по-новому посмотреть на взаимоотношения человека и окружающей среды, определить новые, инновационные формы такого взаимодействия. Надеюсь, что в итоге экологический, природосообразный образ жизни станет личностно значимым для всех екатеринбуржцев. И каждый из нас сможет внести свой вклад в формирование уникальной социоприродной среды Екатеринбурга.
— Наша мечта — создать в городе образовательное пространство, где не только за школьными партами, но и — в парках и скверах, в учреждениях культуры и пространстве СМИ, в интернет-пространстве города, на промышленных предприятиях и учреждениях сферы услуг — всюду в городе осуществлялось экологическое просвещение, каждый мог получить интересующую его экологическую информацию, — высказалась Наталья Мельник, доцент, начальник отдела управления проектами УрФУ.