В московской Штаб-квартире Русского географического общества 31 марта прошла пресс-конференция по итогам парусной экспедиции Архангельск — Омск, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В ходе мероприятия был представлен проект воссоздания первого русского ледокола — поморского коча, на котором ходили в высоких широтах знаменитые путешественники Афанасий Никитин, Семён Дежнёв и Федот Попов.
Старт экспедиции дали в первом порту России — городе воинской славы Архангельске. С августа по октябрь 2020 года яхты "Жемчужина" и "Сибирь" преодолели около шести тысяч километров маршрута вдоль побережья Архангельской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов в Баренцевом и Карском морях, по рекам Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской и Омской областей. Участники перехода возложили памятные венки в местах гибели советских кораблей в годы Великой Отечественной войны.
Экспедиция проверила состояние транспортной инфраструктуры для маломерных судов с целью формирования регулярных экспедиционных маршрутов, оценила преимущества использования деревянных кораблей в арктических водах в рамках различных проектов, выполнила большой объём других работ.
Собран интересный материал для будущего документального фильма, отрывок из которого продемонстрировали руководитель экспедиции, директор по развитию ассоциации "Судостроительный кластер Архангельской области" Глеб Плетнёв и директор Российского центра освоения Арктики (Салехард) Андрей Умников.
Организаторами экспедиции выступили Российский центр освоения Арктики (ЯНАО) и ассоциация "Судостроительный кластер Архангельской области" при поддержке Русского географического общества и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. Генеральным партнёром стал Газпромбанк.
РГО заинтересовано в раскрытии потенциала Северного морского пути и межрегиональном сотрудничестве в рамках подобных проектов, поэтому с удовольствием поддерживает такие экспедиции, отметил директор Департамента регионального развития РГО Сергей Корлыханов.
"Здесь есть и государственные задачи, и задачи региональных правительств и, конечно же, общественных организаций", — сказал он.
Фото: пресс-служба РГО
Также на пресс-конференции был представлен проект воссоздания уникального судна, "деревянного ледокола" — поморского коча. Он был сконструирован специально для плавания в суровых условиях Севера. На таких кораблях русские путешественники осваивали Арктику в XV–XVIII столетиях.
В 1730-х годах на поморских кочах состоялась Великая Северная экспедиция, которую задумал ещё Пётр I. Её участники нанесли на карты северное побережье России от Архангельска до устья Оби и впервые обозначили Карское море.
"Мы ждём, когда он достроится, когда будет сформирована экспедиция Русского географического общества на данном судне. Это — отсылка к нашей истории и современные технологии, которые применяются при строительстве", — сказал Сергей Корлыханов.
При постройке поморского коча использовались как современные технологии, так и материалы государственного архива ВМФ России. Судно заложили 21 июня 2019 года. Работы по его созданию ведут энтузиасты "Судостроительного кластера Архангельской области". Кораблю предстоит арктическое путешествие, в дальнейшем он станет работать в экспедициях и возить туристов. С октября 2020 года проект поддерживает Русское географическое общество.
"Цель строительства судна — развитие арктического историко-географического мореплавания, восстановление и реконструкция маршрутов", — рассказал Глеб Плетнёв.
Чтобы в будущем строить подобные корабли, в Архангельске была создана "Арктическая школа традиционного деревянного судостроения". Она открылась осенью 2020 года при поддержке Фонда Президентских грантов и уже выпустила первых корабелов.
"Подобный комплексный подход мы хотели бы поддерживать и в будущем в других регионах и в межрегиональном сотрудничестве", — сказал директор Департамента регионального развития РГО Сергей Корлыханов.
Ребята, которые сызмальства умеют читать чертежи, разбираться в инженерных системах и в дальнейшем будут получать профильное образование, станут людьми, сознательно остающимися на Русском Севере и передающими опыт своим детям, отметил Глеб Плетнёв.
"Это большой образовательный, патриотический проект", — подчеркнул он.
Фото: пресс-служба РГО
В мероприятии также приняли участие заместитель генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике Иван Ефимов, руководитель Дирекции региональных программ Газпромбанка Игорь Терёхин, представители правительства Архангельской области и другие почётные гости.
Подробнее о деревянных парусниках в Арктике можно узнать из интервью директора по развитию Ассоциации "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области" и "Фонда возрождения деревянного судостроения и арктического мореплавания" Глеба Плетнёва на сайте РГО.