В Саяно-Шушенском заповеднике выпустили двух ирбисов из Таджикистана

В рамках работы по восстановлению популяции ирбиса на территорию Саяно-Шушенского заповедника уже выпущено две особи снежного барса – самец и самка. Оба животных привезены из Республики Таджикистан.

В России звери прошли ветеринарное обследование и карантинную передержку под контролем специалистов Красноярского парка флоры и фауны "Роев ручей", а затем животных перевли на территорию заповедника. Во время адаптационного периода дикие кошки содержались в вольере, построенном в типичном для обитания вида месте, а в период передержки снежным барсам давали живой корм, чтобы кошки могли охотиться, приспосабливаясь к условиям среды. 

Барсов переселили в рамках проекта "Экспедиция "Снежный барс – живой символ Западного Саяна", реализуемого в 2019 году в Саяно-Шушенском биосферном заповеднике благодаря грантовой поддержке Русского географического общества. Его цель – восстановление самовоспроизводящейся популяционной группировки снежного барса на территории заповедника.

Перед выпуском на каждую особь надели спутниковый ошейник, который передает информацию о местонахождении животного. Ежедневно обновляемые данные накапливаются и позволяют определить границы и площадь индивидуальных участков обитания снежных барсов, что становится основой для установки автоматических фоторегистраторов и усиления охранных мероприятий.

Во время полевой работы на тропах снежного барса сотрудники заповедника проводят обследование местообитаний для поиска маркировочных точек, следов или других признаков жизнедеятельности этой редкой кошки. Это помогает выбрать идеальное место для фотоловушки, которая проиллюстрирует процесс освоения территории заповедника привезенными особями, а также особенности их поведения и взаимодействия друг с другом и с "коренными особями".

До выпуска первой особи на основных маркировочных точках по тропе, которую использует для передвижения аборигенный снежный барс Ихтиандр, были разложены экскременты самца из Таджикистана. При обнаружении биоматериала Ихтиандр реагировал агрессивно – фотоловушки зафиксировали самца с открытой пастью. Как говорят специалисты, такая же реакция была отмечена и на экскременты Монгола – самого старого барса в истории Саяно-Шушенского заповедника.

Дальнейшие наблюдения показали, что самец из Таджикистана использует для перемещения те же самые тропы, что и аборигенный Ихтиандр. Самцы чувствуют присутствие друг друга, и зачастую идут след в след, оставляя друг для друга метки. Это помогли выяснить автоматические фоторегистраторы – на отдельных видео снежный барс Итхиандр, считывая запаховую информацию с маркировочной точки, начинает издавать шипение.

Самка же ведет себя осторожно и пока избегает объективов фотокамер, используя для перемещения иные тропы, тем не менее, ее дорога проходит недалеко от маршрутной линии самцов. Это было определено с помощью точек, переданных ошейником, и затем в местах регистрации самки были установлены дополнительные фоторегистраторы.

Существует разница и в выборе территорий привезенными особями. Самец, покинув вольер, пошел в северном направлении, но вскоре изменил направление движения на юг, и дошел до границы с республикой Тыва – фотокамеры "поймали" его напротив кордона Шугур. Самка же дольше проводила время в окрестностях вольера, а после - облюбовала гриву вблизи научного стационара. Ее индивидуальный участок обитания меньше, чем у самца.

Сотрудники заповедника ежедневно следят за местоположением особей снежного барса на территории. При необходимости информация оперативно передается группам полевого мониторинга, находящимся в границах заповедника, которые корректируют рабочие маршруты в зависимости от полученных данных. Такая слаженная работа позволяет составить четкую картину ситуации и спланировать дальнейшие действия как для научных исследований, так и для охранной деятельности. За летний период пройдено более 100 км по следам редчайшей кошки, многократно снята информация с автоматических фоторегистраторов, госинспекторами отработано 7 рейдов с разветвленной маршрутной сетью.


Фото: Роман Афанасьев, Владимир Федореев, Эдуард Волков