18 января 2018 года в СГУ им. Питирима Сорокина состоялось 13-заседание Сыктывкарского географического семинара Коми республиканского отделения Русского географического общества. Заседание открыл заместитель председателя Коми регионального отделения Петр Юхтанов. Он рассказал о планах работы регионального отделения на 2018 год.
О своих впечатлениях о путешествии на велосипедах по Европе поделились журналист Игорь Бобраков и член РГО, издатель Леонид Зильберг. И. Бобраков сообщил, что они совершили четыре велосипедных тура, ежедневно проезжали от 40 до 80 км. Первый тур – в Сицилии вокруг вулкана Этна, также побывали в городе Катания. Затем проехали на велосипедах по Швейцарии от Цюриха до Женевы, вначале в Альпах по долине реки Рона, другую половину пути – вдоль Женевского озера. Были на могиле Чарли Чаплина, заезжали в Лозанну – столицу Олимпийских игр. Третий тур был по Франции, по замкам реки Луары. В этом путешествии присоединился Владимир Ермилов – пенсионер, бывший бухгалтер МВД. Четвертый – самый тяжелый маршрут был по горам Андалусии, по пути посетили города Малага и Кордова.
Далее был заслушан доклад Сергея Семяшкина и Владимира Королева «Печора – речная транспортная система: история и современность». В своем выступлении член РГО, участник комплексной Печорской экспедиции С. Семяшкин отметил, что развитие речного транспорта в районах Севера происходило в основном в связи с хозяйственным освоением природных ресурсов. Он напомнил, что река Печора имеет протяженность 1809 км, а вместе с притоками около 8 тыс. км. Появление первого парохода на Печоре связанно с именем Михаила Сидорова, который совместно с В.Н. Латкиным и П.И. Крузенштерном открыл на реке судоходство, основал товарищество, занимавшееся лесоразработками, организовал бурение первой на Севере нефтяной скважины на р. Ухта и начал добычу нефти. Развитию пароходства на р. Печоре также способствовали научные исследования В.А. Русанова, А.В. Журавского, А.А. Чернова, Ф.Н. Чернышева и других ученых. В бассейне Печоры были развиты такие виды промышленности, как промысел точильного камня на реках Воя и Б. Соплес (с ХVII века), выплавка меди на р. Цильме (с ХV века) и т. д., существовало регулярное почтово-пассажирское сообщение.
Докладчик сообщил, что в дореволюционное время состояние речного транспорта в Печорском бассейне было технически отсталым, и это сдерживало развитие экономики. Одной из главных причин отсталости являлась его замкнутость. После революции в 1920 году Печорский флот был национализирован. В 30-х годах было организовано Печорское управление речного транспорта, построены судоверфи для строительства собственного флота и ремонта судов. Начиная с 1932 года по Печоре вывозили уголь с Воркутинского угольного месторождения в Архангельск. В конце 30-х годов в связи со строительством железной дороги Котлас – Воркута по реке завозили грузы и оборудование для ее успешного строительства, а после завершения перевозили уголь по р. Печора в порт Нарьян-Мар. С 1942 г. перевозки по бассейну Печоры начали резко сокращаться, так как начала действовать построенная железная дорога и значительно сократился грузооборот через морской порт Нарьян-Мар в связи с военными действиями.
С. Семяшкин добавил, что в послевоенное время Печорский флот работал на лесную промышленность. В середине 70-х годов Печорский порт стал одним из крупнейших на северо-востоке Европейской части страны. С 1960 г. по 1980 г. Печорское пароходство развивалось особенно динамично. Но с середины 80-х годов с завершением лесозаготовок начался спад, который продолжается и в наше время. Спад вызван также постоянным повышением цен на энергоносители, отсутствием финансовых средств у потребителей для оплаты услуг речного транспорта, снижением объема геолого-разведочных работ, строительства.
П. Юхтанов отметил, что на Печоре не хватает дорог и мостов, осенью два месяца и весной люди просто оторваны от мира, постепенно замирает жизнь в труднодоступных деревнях и поселках, не развито сельскохозяйственное и промышленное производство, что нужно развивать глубокую переработку сырья на местах, возрождать закрывшиеся в 90-е годы небольшие мебельные фабрики, замшевые заводы и т. д., это даст дополнительные рабочие места и стимул к жизни для поселков, которые сейчас считаются неперспективными.