В начале 2024 года член Костромского отделения РГО, нерехтчанин Валерий Якимов посетил Екатеринбург. О своих впечалениях он написал небольшую заметку.
27 января страна отметила 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
На новогодние каникулы мы ездили в Екатеринбург. Не одна поездка в новые места не обходится без музеев, а если повезёт, то обязательно зайдём в картинную галерею (не в каждом городе есть такие).
Я очень люблю живопись и испытываю удовольствие разглядывая картины, узнавая почему художник решил написать именно это место, что хотел передать?
В Екатеринбурге трёхэтажный музей изобразительных искусств. Два этажа отдано под картины. На третий ведёт маленькая винтовая лестница. Поднявшись по ней, попадаешь в прошлое. Этаж посвящён хранителям Эрмитажа. В голове начали всплывать фотографии пустых рам на стенах во время блокады. Я начал «рыться» в своей голове, вспоминая, куда же вывозили экспонаты во время блокады? Но так и не смог точно вспомнить — куда? Имел смутные представления, в Сибирь, на Урал. Но куда точно? Именно сюда — в Екатеринбург (Свердловск), ул. Вайнера, 11.
Эта экспозиция больше всего врезалась в мою память за всю поездку. Я словно попал в прошлое.
До глубины тронуло воспоминание Виталия Воловича: Я тогда был студентом художественного училища, и нас пригласили помочь отправить коллекцию обратно. Нас это предложение не удивило, потому что мы каким–то образом знали тайну — что в нашем музее находится коллекция Эрмитажа. Мы пришли на улицу Вайнера. Она была заполнена военными. Постоянно там отъезжали и приезжали грузовики, накрытые брезентом. Окна были настежь распахнуты, рядом лежали мешки с песком, которыми в годы войны были заложены окна музея. Мы сразу включились в процесс. Небольшие ящики выносили через двери и грузили их в машину. Крупные ящики выносили через окно. Все экспонаты были заколочены в большие ящики из толстой фанеры, обитой железом. Отправка продолжалась несколько часов... Мы подошли к большому тяжёлому ящику, взялись за него, и к нам вдруг подбежала сотрудница Эрмитажа. Молитвенно сложив руки, она сказала: «Мальчики, ради бога, осторожней! Здесь «Возвращение блудного сына» Рембрандта». У нас ноги подкосились от волнения. С этого момента разгрузка превратилась в некое ритуальное действо, в религиозный обряд. Потом, когда я приехал в Эрмитаж в Ленинград, я долго стоял перед этой картиной, и было чувство, что я связан с ней судьбой. Я нёс на руках «Блудного сына».
Жизнь коротка, искусство вечно.
Текст: Валерий Якимов