Валерий Якимов поделился впечатлениями о посещении художественного музея в Екатеринбурге

Начало экспозиции "Хранители Эрмитажа". Фото: Якимов Валерий

В начале 2024 года член Костромского отделения РГО, нерехтчанин Валерий Якимов посетил Екатеринбург. О своих впечалениях он написал небольшую заметку. 



27 января страна отметила 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда.

Трудно представить этот город без Эрмитажа. Не вспомню сколько раз я там был. Можно много описывать свои походы в музей, но сегодня я хочу затронуть тему объединяющую блокаду, Эрмитаж и Свердловск (Екатеринбург).

На новогодние каникулы мы ездили в Екатеринбург. Не одна поездка в новые места не обходится без музеев, а если повезёт, то обязательно зайдём в картинную галерею (не в каждом городе есть такие).

Я очень люблю живопись и испытываю удовольствие разглядывая картины, узнавая почему художник решил написать именно это место, что хотел передать?

В Екатеринбурге трёхэтажный музей изобразительных искусств. Два этажа отдано под картины. На третий ведёт маленькая винтовая лестница. Поднявшись по ней, попадаешь в прошлое. Этаж посвящён хранителям Эрмитажа. В голове начали всплывать фотографии пустых рам на стенах во время блокады. Я начал «рыться» в своей голове, вспоминая, куда же вывозили экспонаты во время блокады? Но так и не смог точно вспомнить — куда? Имел смутные представления, в Сибирь, на Урал. Но куда точно? Именно сюда — в Екатеринбург (Свердловск), ул. Вайнера, 11.

dsc01849-enhanced-nr_copy.jpg

Фрагмент экспозиции. Фото: Якимов Валерий




Эта экспозиция больше всего врезалась в мою память за всю поездку. Я словно попал в прошлое.

До глубины тронуло воспоминание Виталия Воловича: Я тогда был студентом художественного училища, и нас пригласили помочь отправить коллекцию обратно. Нас это предложение не удивило, потому что мы каким–то образом знали тайну — что в нашем музее находится коллекция Эрмитажа. Мы пришли на улицу Вайнера. Она была заполнена военными. Постоянно там отъезжали и приезжали грузовики, накрытые брезентом. Окна были настежь распахнуты, рядом лежали мешки с песком, которыми в годы войны были заложены окна музея. Мы сразу включились в процесс. Небольшие ящики выносили через двери и грузили их в машину. Крупные ящики выносили через окно. Все экспонаты были заколочены в большие ящики из толстой фанеры, обитой железом. Отправка продолжалась несколько часов... Мы подошли к большому тяжёлому ящику, взялись за него, и к нам вдруг подбежала сотрудница Эрмитажа. Молитвенно сложив руки, она сказала: «Мальчики, ради бога, осторожней! Здесь «Возвращение блудного сына» Рембрандта». У нас ноги подкосились от волнения. С этого момента разгрузка превратилась в некое ритуальное действо, в религиозный обряд. Потом, когда я приехал в Эрмитаж в Ленинград, я долго стоял перед этой картиной, и было чувство, что я связан с ней судьбой. Я нёс на руках «Блудного сына».

dsc01851-enhanced-nr_copy.jpg

Фрагмент экспозиции о картине Рембрандта "Возвращение блудного сына". Фото: Якимов Валерий

 

Жизнь коротка, искусство вечно.



Текст: Валерий Якимов