Видимый-невидимый: исследователи восстановили облик легендарной Мологи

Видимый-невидимый: исследователи восстановили облик легендарной Мологи Видимый-невидимый: исследователи восстановили облик легендарной Мологи

"Затопленные святыни Мологского края" — это Югская Дорофеева пустынь, две усадьбы Мусиных-Пушкиных, два монастыря и несколько сёл, ушедших под воду в 40-х годах ХХ века. Казалось бы, памятники культуры утрачены навсегда и восстановлению не подлежат. Но Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова подарила "новому Китежу" ещё одну жизнь — виртуальную. При поддержке Русского географического общества исследователи сумели собрать достаточно материала, чтобы восстановить облик старинных построек.

В августе 2021 года в здании Красного гостиного двора города Рыбинска открылся интерактивный музей, позволяющий любому желающему погрузиться в историю Мологи. Утраченные памятники посетители видят сначала глазами аквалангиста: видеозаписи, наглядно показывают, что осталось от затопленных монастырей и усадеб. Дальше к делу подключаются мультимедийные технологии: голографические пирамиды воссоздают разрушенные комплексы в мельчайших деталях. На витринах лежат экспонаты, поднятые со дна Рыбинского водохранилища.

В экспозиции нового музея представлены исторические документы и предметы, фотографии находок, макеты разрушенных объектов. Фото: Ольга Акулова

В экспозиции нового музея представлены исторические документы и предметы, фотографии находок, макеты разрушенных объектов. Фото: Ольга Акулова

Дело техники

О том, что там огромные затопленные территории, на которых можно увидеть много интересного, мы узнали достаточно случайно, — рассказывает руководитель Разведывательно-водолазной команды Константин Богданов. — Приехали отдохнуть на базу к знакомым, которые об этом и рассказали. Мы решили посмотреть, что осталось от церквей и монастырей, начали совершать погружения и доставать со дна необычные кирпичи, другие находки… Потом задумались, как можно было бы показать эти исторические объекты людям.

Подводные достопримечательности так просто не посетить — далеко не каждый готов примерить на себя костюм дайвера. К тому же надо правильно выбрать время погружения — например, летом вода настолько мутная, что разглядеть что-либо вряд ли удастся. Зимой она прозрачна, но видимость затрудняет снег, густым слоем прикрывающий ледяную корку на водохранилище.

Самая хорошая ситуация в этом отношении весной, — раскрывает профессиональные тонкости Константин. — Снег тает, оставляя чистый лёд, и при погружении можно разглядеть практически всё, что нужно. К сожалению, длится этот период всего около недели, так что большую часть времени с декабря по март мы работаем почти вслепую. Угол обзора в мутной воде, даже с хорошим светом, весьма ограничен — видимость всего четыре-пять метров. А нам важно заснять объекты на камеру максимально подробно, чтобы с помощью трёхмерного моделирования показать, как они выглядят под водой, при этом нужно охватить их целиком.

Руководитель Разведывательно- водолазной команды Константин Богданов возле 3D-модели затопленного монастыря. Фото: Ольга Акулова

Руководитель Разведывательно- водолазной команды Константин Богданов возле 3D-модели затопленного монастыря. Фото: Ольга Акулова

Чтобы разобраться, что же скрыто на дне, перед погружением водолазы немало времени проводят в архивах, собирая материалы. Надо выяснить, где находятся те или иные постройки, представить себе, как они выглядели и располагались относительно друг друга, какую территорию занимали, соотнести полученные данные с координатами на карте.

Огромную помощь нам оказал Ярославский архив, — рассказывает руководитель Разведывательно-водолазной команды. — Важнейшие материалы предоставил Рыбинск: документы, исторические фотографии, описания, карты долгостроя. Благодаря этому мы смогли не только сориентироваться, где искать интересующие нас памятники, но и воссоздать их прежний облик с помощью фотограмметрии и технологий дополненной реальности.

Перво-наперво на основе подводной съёмки собирается 3D-модель сохранившихся под водой развалин. Позже при помощи архивных данных руины "достраиваются" до первоначального состояния. В результате каждый посетитель музея может увидеть в своём телефоне или планшете объёмную проекцию старинных усадеб Иловна и Борисоглеб, Леушинского и Афанасьевского монастырей и других исторических построек.

Чудесные находки

Мы изначально старались найти именно объекты, представляющие культурный интерес, — делится Константин. — Тем более что там и любопытных артефактов больше сохранилось. Скажем, печально известная Молога расположена в мелкой части водохранилища, поэтому там вряд ли что-то можно обнаружить растащило двухметровыми льдами, сметающими всё на своём пути во время ледохода. А на глубине мы то и дело встречаем любопытные находки, например, в усадьбе Иловна практически целиком сохранилась набережная.

Для подводных изысканий дайверы используют особое снаряжение, в том числе мощные фонари. Фото: Иван Боровиков

Для подводных изысканий дайверы используют особое снаряжение, в том числе мощные фонари. Фото: Иван Боровиков

Несколько лет назад дайверы обнаружили и подняли со дна кусок колокола с ликом Николая Чудотворца, висевший в церкви той же усадьбы. Его облик удалось воссоздать благодаря тому, что в состав Разведывательно-водолазной команды входит игумен Иннокентий Ольховой, священник Данилова монастыря. При этом монастыре расположено большое колокольное производство, где не только сумели разработать 3D-модель, на которой видно, какое место занимал найденный фрагмент, но и выяснили особенности звучания колокола. Теперь в музее его можно не только увидеть, но и услышать.

Под водой попадаются неожиданные находки, — рассуждает Константин. — Смотришь кружочек лежит. Начинаешь разбираться, и оказывается, что это керамическое грузило для сетей. Мы нашли таких несколько штук. А потом я прочёл в книге, что в селе, где мы их обнаружили, жил рыбак, у которого всегда можно было купить свежую рыбу. Может быть, мы побывали рядом с его домом? Так чувствуешь связь времён.

Другую загадку исследователям подкинули глиняные горки посреди скрытых толщей воды домов. Чтобы разобраться, что это такое, пришлось вновь обратиться к архивным первоисточникам. Оказалось, в эти горки превратились печи — в Мологском крае их традиционно делали из глины, складывая из кирпичей только дымоход.

Интерактивная форма музея позволяет посетителям почувствовать себя на месте дайверов.

Фотографии в наше время уже не слишком интересны, во всяком случае молодёжи, — отмечает руководитель Разведывательно-водолазной команды. — Совсем другие ощущения возникают, когда можно одновременно посмотреть снятое под водой видео — оценить, как выглядит объект глазами подводного исследователя, потом увидеть его же целиком, "достроенным" с помощью фотограмметрии, и, наконец, узнать, каким он был в период расцвета, мы показываем это через дополненную реальность, со всеми деталями. Тут же рядом лежит экспонат, поднятый со дна, его можно практически потрогать. Так мы даём человеку возможность совершить и погружение под воду, и погружение в историю.

Благодаря новым технологиям в колокольной мастерской Данилова монастыря специалисты смогли воссоздать и облик найденного на дне колокола, и даже его звучание. Фото: Ольга Акулова

Благодаря новым технологиям в колокольной мастерской Данилова монастыря специалисты смогли воссоздать и облик найденного на дне колокола, и даже его звучание. Фото: Ольга Акулова

В новом ракурсе

Сам факт затопления Мологского края — событие неоднозначное. Многим пришлось спешно оставить свои дома, переехать на новое место, из-за этого у людей до недавних пор жила подспудная обида на страну. Тот факт, что водохранилище скрыло памятники истории и архитектуры, тоже служил поводом для недовольства. Но повернуть время вспять невозможно, а проект "Святыни Мологского края" наглядно показывает, что сложившаяся ситуация открывает уникальные возможности.

Наш проект помогает людям осознать, что в создании Рыбинского моря было много хорошего, — убеждён Константин Богданов. — Благодаря каскаду водохранилищ Волга стала судоходной на всём протяжении; электроэнергия Рыбинской и Угличской ГЭС спасла Москву от энергетического коллапса в 1941 году, когда враг стоял под стенами. Плюс ко всему Рыбинское водохранилище это огромный подводный музей, который может стать центром развития туризма в городе Рыбинске.

Проект получил не только грант Русского географического общества, но и Премию РГО 2018 года. Большую поддержку ему оказали и местные власти — в частности, мэр города Денис Добряков предоставил помещение для музея в историческом здании на набережной Рыбинска. Глава города даже принял участие в погружениях — например, в той экспедиции, когда водолазы подняли со дна фрагмент колокола. За годы работы на водохранилище сложилась успешная партнёрская связка между Разведывательно-водолазной командой и Центром спорта "Ветрено", уже давно служащим исследовательской базой для дайверов, собирающих культурно-исторические подводные сокровища.

Каждый год из-под воды появляются всё новые уникальные находки. Фото: Ольга Акулова

Каждый год из-под воды появляются всё новые уникальные находки. Фото: Ольга Акулова

Я надеюсь, что музей в Рыбинске будет входной точкой для подготовки будущих подводных исследователей, — делится Константин. — Хотелось бы, чтобы он стал не только местной достопримечательностью, но и учебной площадкой, где все заинтересованные смогут познакомиться с технологиями подводного поиска, подводных исследований, съёмки, 3D-моделирования и пр. А потом — применить свои навыки в Центре "Ветрено", подключившись к нашей работе. Здесь можно сделать ещё очень многое.

Но это дело будущего. А пока команда Константина Богданова вновь отправилась с экспедицией на Рыбинское водохранилище, чтобы в очередной раз погрузиться под лёд в надежде на новые открытия.

Ольга Ладыгина

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка