«Refuse, reduce, reuse, recycle, rot» - пять известных принципов Zero Waste (Ноль отходов) переводятся как: refuse – откажись от ненужного; reduce – сократи нужное; reuse – повторно используй то, что приобретаешь; recycle – перерабатывай то, что не получается использовать повторно; rot – отправляй в компост/перегной оставшееся. Сегодня я хочу затронуть третий принцип «используй повторно». После распада СССР процесс переработки стеклотары в России стал затруднительным. В советском союзе использовались стандартизированные форматы бутылок, что делало максимально доступным вторичное использование, бутылки собирались и заполнялись напитками повторно – практичный, экологичный и бюджетный метод. В наше время каждая тара стала уникальной, а осуществить сбор стекла на переработку логистически сложно для большинства компаний, за исключением компаний-гигантов, таких как гипермаркеты. Я хочу рассказать о новом экологическом проекте ресторана «Twins Garden», в качестве примера современного способа экологического подхода в бизнесе.
В виноделии существуют разные эко-подходы. Многие производители отказываются от капсул на бутылках или даже от бумажных этикеток, чтобы уменьшать экологическую нагрузку. Например, Дмитрий Маслов- крымский винодел, задумался над тем, что привычные бумажные этикетки являются дорогим в производстве и не экологичным решением. Их бренд начал создавать этикетки из старых обоев, а вся полезная информация (сорт винограда и год) проставляется штампом. Такой подход позволяет сократить использование бумаги и использовать повторно обои, которые зачастую не подлежат переработке, но что делать со стеклотарой остаётся вопросом. В мире виноделия давно рассматривают различные методы облегчения стекла, но не для всех вин это подходит. Например, бутылка для шампанского должна выдерживать давление в 6 атмосфер, более тонкие стенки не выдержат давления игристого.
В ресторане «Twins Garden», со слов бренд-шеф-сомелье Светланы Ломсадзе, открывается от 30 до 80 бутылок вина ежедневно. Бутылки элитного вина обладают ещё большей уникальностью и своими особенностями. Ценность многих бутылок гораздо выше, чем просто стекло. Порой стоимость одной бутылки достигает нескольких миллионов рублей, они закупаются на аукционах и проходят долгий таможенный путь. Для таких премиальных вин сама бутылка и этикетка тоже имеет некое культовое значение. Стоит также иметь в виду, что когда мы говорим о редких, коллекционных винах, то пустые бутылки также имеют ценность на черном рынке. Она может стать упаковкой для дальнейших подделок. Для сомелье является нарушением профессиональной этики перепродажа пустых бутылок. По той же причине, проблемой может стать сдача их на переработку. Если процесс переработки не будет отслежен целиком, такая бутылка может оказаться в плохих руках. Поэтому для таких дорогих вин, среди сомелье принята практика - разбивать бутылки. Ведь в противном случае, подделка, залитая в эту бутылку, может вернуться в руки тому же сомелье, кто не позаботился о её уничтожении.
Бренд-шеф-сомелье ресторана «Twins Garden» придумала альтернативный вариант решения этой проблемы. На специальном производстве премиальные бутылки разрезаются, сохраняя этикетку, и заполняются воском. Получаются уникальные свечи, которые сохраняют как объективную ценность коллекционной бутылки, так и могут иметь субъективную ценность, стать памятным сувениром о важном вечере и увековечить момент. Этот инновационный подход позволяет не выбрасывать и не разбивать бутылку, а также целиком отследить процесс её переработки. Такое решение можно назвать отличным примером вторичного использования стеклотары, которых в наше время не так много.
Источники:
Автор: Асафова Полина, факультет журналистики МГУ