Владимир Черников в Иране

Продолжается международная экспедиция известного велопутешественника Владимира Черникова "Персидский коридор". В одиночку на велосипеде наш соотечественник намерен проехать около 3 тысяч километров по горным дорогам Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии, Южной Осетии и России.

В его планах повторить тот путь, по которому Советский Союз в годы Великой Отечественной войны получал военную помощь от союзников.

Сейчас Владимир Васильевич Черников движется по дорогам Исламской Республики Иран. Вот что он сообщает оттуда через WhatsApp:

"У этой экспедиции есть четкая цель: повторить маршрут перегона американских автомобилей по "Персидскому коридору" и далее через Кавказ в Россию до пункта распределения военной техники по фронтам. "Прочувствовать" ландшафты и те трудности, с которыми сталкивались американские, советские и иранские водители. А заодно попытаться отыскать местонахождение американских автосборочных заводов и пунктов обеспечения перегона автомобилей.

Кроме того, военный писатель Вячеслав Филиппов, известный своими исследованиями авиатрассы "Аляска-Сибирь", попросил меня найти могилы советских летчиков, погибших при перегонах американских самолетов (между прочим, через Иран их прошло ничуть не меньше, чем через наш Красноярск).

В Тегеран я прилетел 6 сентября. Съездил на Русское кладбище и отыскал там одну из могил. Правда, не летчиков, а пассажира, дипкурьера Кольцова. Сами же летчики, вероятно, были перезахоронены в братской могиле. Хотя доподлинно это никому не известно.

В местных музеях, к сожалению, меня ожидал отрицательный результат: на тему периода войны наложено табу и, как выяснилось, никаких научных публикаций о том периоде не существует. Исламская революция просто вычеркнула это время из истории Ирана.

Из Тегерана поездом я переехал к Персидскому заливу. И уже через сутки крутил педали по автодорогам, построенным американскими военными. Могу сказать, что в первый же день меня накрыла жара +46 при полном безветрии. Для меня, сибиряка, это было ужасно. Тем не менее, я все же осилил около 160 км — в стремлении форсировать акклиматизацию. Но мое тело существенно "подсохло".

Через день добрался до города Дизфул, где в 1944 г. случилась авиакатастрофа американского самолета А-20С с советским экипажем. Описание места захоронения летчиков, полученное из архива Министерства обороны РФ, было очень скромным. И я полдня потратил на поиски старого кладбища (ведь прошло 74 года!), его осмотр и расспросы имама, сторожей и уборщиков. Однако могил со звездами современные жители здесь не видели. Не нашел их и я.

Следующий поисковый день оказался более удачным. В городке Андимешк, где в годы войны располагался американский автосборочный завод, сохранились несколько зданий, построенных военными.

Вчера вечером, преодолев несколько перевалов выше 2000 м, я добрался до города Хамодан, где также дислоцировалась американская воинская часть. Это моя работа на ближайшее время.

Всего на велосипеде пройдено более 500 км — очень непростых. Поскольку я остался без палатки (забыл ее в поезде), мне сейчас не зазорно пользоваться гостеприимством местных иранцев. Эти встречи всегда уникальны, и я реально вижу жизнь простых людей и их быт, ощущаю их настроения. В отличие от китайцев, иранцы более откровенны и свободно обсуждают со мной свои проблемы, дают политические оценки действиям правительства (кстати, Путин здесь чуть ли не национальный герой).

Однажды будучи вконец измотанным зноем и постоянными подъемами, судорогами и недостатком воды, поздним вечером я просто свернул в ближайший придорожный дом. Конечно, меня пустили и даже два раза покормили. Знаете, кем оказались хозяева? Представителями племени бахтиариев, которые в свое время воевали с русскими. Но меня приняли добродушно, все в порядке. Экспедиция продолжается!".

Поездка красноярского путешественника продлится около месяца и завершится во Владикавказе. Мы остаемся на связи с Владимиром Черниковым и продолжаем следить за ходом его экспедиции.

Фотографии Владимира Черникова (Иран)