Мода – это совокупность текущих тенденций в одежде, аксессуарах, обуви и образе жизни, диктуемая общественными вкусами, влиянием СМИ и мнением главных дизайнеров и кутюрье в мире. Она определяет, что считается стильным и желанным в определенный момент времени. Но эта поверхностная привлекательность скрывает глубокую связь с другими аспектами нашей жизни, которая при этом может иметь не всегда положительное влияние. Так, мода является вторым по величине загрязнителем в мире, сразу после нефтяной промышленности. Стремительное развитие “быстрой моды” (fast fashion) яркий тому пример.
Fast fashion – это концепция в индустрии моды, которая подразумевает быстрое производство одежды, ориентированное на модные тренды. Бренды, работающие в этом сегменте, стараются максимально быстро выводить новые коллекции на рынок, обновляя ассортимент каждые несколько недель. Из-за быстрого обновления коллекций, много одежды оказывается на мусорных свалках. По данным некоторых исследований, до 92 миллионов тонн текстильных отходов в год в конечном итоге попадают на свалки. Массовое производство дешевой одежды, ориентированной на короткие тренды, сопровождается колоссальным расходом ресурсов: выращивание хлопка требует огромного количества воды и пестицидов, производство синтетических тканей – загрязнение атмосферы парниковыми газами, а утилизация текстильных отходов – загрязнение почвы и водоемов микропластиком. Этот цикл “производи – потребляй – выбрасывай” неминуемо ведет к истощению природных ресурсов и глобальному загрязнению.
Не только одежда негативно влияет на экологию: бьюти-сфера, неотъемлемая часть института красоты, также прикладывает к этому “руку”. Большое количество пластиковой упаковки, в которой продается косметика, часто не поддается переработке или перерабатывается с большим трудом, загрязняет свалки и океаны. Многие скрабы (в которые часто добавляют блестки исключительно в эстетических целях) и другие косметические продукты содержат микропластик, который не разлагается и загрязняет водоемы, причиняя вред морским обитателям. Добыча сырья для косметики, например, минералов или растительных экстрактов, часто связана с истощением природных ресурсов и разрушением экосистем. Транспортировка косметики, а также любой модной продукции и не только, по всему миру приводит к значительным выбросам парниковых газов. Даже процесс производства бумажной упаковки включает вырубку лесов.
Но даже менее масштабные и, казалось бы, безобидные модные тренды могут глобально навредить природе. Так, появившийся в еще 2022 году и продолжающийся по сей день тренд на глиттер – крупные декоративные блестки, которые используются для добавления сияния и блеска в макияже – имеет массу негативных последствий. Это связано с тем, что большинство блесток производится из пластика (полиэтилентерефталата или ПЭТ), который практически не разлагается. В результате, попадая в окружающую среду, микроскопические частицы блесток загрязняют почву, водоемы и океаны. Они накапливаются в пищевой цепи, нанося вред морским обитателям и, потенциально, человеку. Более того, производство пластиковых блесток требует значительных энергетических затрат и выделения вредных веществ в атмосферу. Хотя существуют альтернативы из биоразлагаемых материалов, таких как целлюлоза или кукурузный крахмал, они пока не получили широкого распространения и часто значительно дороже. Поэтому, широкое применение пластиковых блесток создает значительный экологический след, а отсутствие эффективной системы переработки усугубляет проблему.
Однако, модные тренды обладают не только деструктивным характером, ведь с каждым годом все больше торговых марок становятся так называемыми «эко-френдли» брендами. Это может происходить по ряду причин: кто-то самостоятельно осознает свою ответственность перед природой, а потому внедряет безопасные технологии, другие же подаются давлению правительству тех стран, где экологическим кодексом предусмотрены стандарты природоохранительного производства, а третьи стараются сохранить свою репутацию в глазах потребителей, которые все чаще при выборе марки одежды или косметики обращают внимание на то, как бренд воздействует на окружающую среду.
Так, например в ответ на “быструю моду” появилась «устойчивая мода». Sustainable fashion – это новый подход к потреблению одежды, ориентированный на продление срока службы вещей, переработку текстильных отходов и повторное использование материалов.
В первую очередь, многие бренды начинают поиск более экологичных материалов для своей продукции. Популярным экологичным материалом для одежды остается органический хлопок, из которого шьют футболки, джинсы и другие изделия. Его производство обходится без применения химических удобрений и пестицидов. Еще один пример – использование вторичных полиэфирных волокон, получаемых из переработанных пластиковых бутылок, что позволяет сократить количество пластиковых отходов.
Ресейл-культура (от англ. resale – перепродажа), или вторичной продажи – это растущий тренд, предполагающий повторное использование уже существующих вещей вместо постоянной покупки новых. Это экологически ответственный подход, позволяющий снизить нагрузку на окружающую среду за счет уменьшения производства одежды и текстильных отходов. Условия для процветания и укрепления этого тренда создают онлайн-платформы, магазины секонд-хенд, обменные вечеринки и благотворительные организации. В качестве примера можно рассмотреть опыт США: там 2018 г. в 56 млн женщин покупали подержанные вещи, а с ноября 2020 г. спрос на подержанные модные товары вырос на 45%.
В заключение, можно сказать, ответственность за будущее лежит как на плечах производителей, стремящихся к более экологичным практикам, так и на потребителях, делающих осознанный выбор в пользу устойчивой моды. Потребители должны пересмотреть свое отношение к собственному гардеробу, например, перебрать собственный гардероб и перепродать или отдать на благотворительность ненужную, но все еще качественную одежду, и не совершать необдуманные покупки.
Автор: Анастасия Каргина, факультет журналистики МГУ