Во благо общества и Отчизны

   Вспоминая время начала и становления Адыгейского отделения Русского географического общества, имея прямое отношению к этим событиям, задумываюсь - все начинается с кого-то или с чего-то. «Ничто не происходит просто так, ни плохое, ни хорошее», - гласит адыгская поговорка. «Всякая случайность – это закономерность», - утверждают философы. И они правы. Стечение случайностей формирует поступательное развитие, которое, в конечном счете, переходит в закономерность. Так случилось и с созданием Адыгейского отделения Русского географического общества, которое ни мало, ни много, вот уже более двенадцати пять лет успешно функционирует в Республике. 
А все началось с беседы новоизбранного сенатора от Адыгеи в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа власти Республики Адыгея Аслана Азметовича Хашира еще в 2008 – м году с Министром МЧС, заместителем Правительства РФ Сергеем Кужугетовичем Шойгу, который на очередном съезде Русского географического общества был избран Председателем Общества. С. Шойгу предложил сенаторам рассмотреть вопрос открытия в разных регионах страны, откуда каждый был делегирован, отделения РГО. Это давало возможность глубже и шире заниматься сохранением культурного наследия на местах, как материального, так и духовного, его финансированием. 
   Молодой сенатор, инициативный, креативный, в ногу шагающий со временем, живо откликнулся на предложение Председателя Общества, с которым и раньше был знаком и у них сложились приятельские отношения. А раньше он подружился с Андреем Воробьевым (нынешним губернатором Подмосковья), бывшим сенатором, который был избран депутатом Государственной Думы четвертого созыва. Кстати, в составе регионального списка «Республика Адыгея, Краснодарский край» «Единой России», после Президента Адыгеи Хазрета Совмена и губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва. В те времена экс-министр экономики Адыгеи, депутат Госсовета-Хасэ Республики Аслан Хашир уже был на короткой ноге с ним. 
   Кстати, Андрей Воробьев был помощником заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.К. Шойгу, которого он считал крестным отцом. Если учесть, что первым заместителем Министра МЧС Сергея Шойгу был не кто иной, как отец Андрея Воробьева Юрий Леонидович (с 2008 года-вице-спикер Совета Федерации РФ, член Попечительского Совета Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», затем Председатель Управляющего совета РГО), с которым был хорошо знаком А.А. Хашир, путь создания Адыгейского отделения РГО был лишь вопросом времени. 
   В то время я больше советник, чем помощник сенатора, высказал свое видение в реализации данного поручения, и мы незамедлительно начали формирование актива, занялись подготовкой соответствующих документов, учредительного съезда и делегатов. Здесь же возник вопрос о Председателе регионального отделения. Из разных кандидатур мы остановились на Игоре Огае, которого знали еще тогда, когда он был в Майкопском авиаотряде в ранге заместителя. Игорь был ответственным, исполнительным человеком, неравнодушным к проблемам не только людским, но и природы, флоры и фауны Республики, глубоко интересовался историей, археологией и культурными объектами. Это впоследствии сыграло главную роль в его избрании Председателем регионального отделения РГО. 
   Внешне мягкий, добродушный, толерантный Игорь Петрович всегда стремился все делать так, чтобы все были довольны. Но такого в мире нет, все амбивалентно, и, когда он сталкивался с негативом или противостоянием, старался все разрешить без споров и разногласий. Но если не получалось, он преображался и мог жестко отстаивать свою правду, и шел до конца, и все это часто мешало ему жить, но он не гнулся и не прогибался. Забегая вперед скажу, что позже были времена, когда ему угрожали физической расправой, и он пришел ко мне домой, и мы записали его видеообращение к силовым структурам, кто ему угрожает, за что и если с ним что-то случится, знали, чьих это рук дело. 
   Это было не единым случаем, угрожали ему и раньше, например, когда он настоял на выплате долга коллективу авиаотряда, который был объявлен банкротом, однако многомиллионный долг все-таки был погашен. Но это не забылось, и он остался без любимой работы, средств к существованию, и занялся небольшим бизнесом, связанным с туризмом, охраной памятников истории, дольменной культурой и аммонитами, которыми давно интересовался. 
   Еще, что было немаловажно, он был «нейтральным» лицом, в национальной республике, где государствообразующим субъектом являются адыги, и они могли претендовать на место Председателя отделения РГО, и естественно, русские, ведь разговор шел о Русском географическом обществе, созданном русскими. А у Игоря отец был корейцем, а мать русская и он был крещен, с другой стороны адыгский зять (жена Мариет из нашего аула Кунчукохабль, из рода Хацац), что было также немаловажно. Кстати и Председатель РГО С.К. Шойгу тоже был не русским, а представителем тувинского народа, поэтому избрание Огая было естественным процессом. 
   Но возникал и другой вопрос, который тоже требовал вразумительного ответа, который мог отчасти устроить всех. Когда мы предложили обществу создать отделение Русского географического общества, сначала нас спрашивали: «А при чем здесь русское общество в национальном субъекте, пусть создают в губерниях и краях страны, если российское, так это понятно, охватывает всех, а зачем выделять только русских?». Логичный вопрос и нужен такой же ответ. Когда нам задавали такие вопросы, естественно, представители титульной нации, адыги, мы их понимали, каждый стремится к справедливости, не только по отношению к нему лично, но и к своему народу. 
   Конечно, и я себе задавал такой же вопрос, и те, кто стали инициаторами создания Адыгейского республиканского отделения РГО, кстати, все они в основном были адыгами. Ответ пришел сам – мы воссоздаем Общество, которое было создано до нас еще полтора века назад русскими сподвижниками, так много сделавшее в области географии, а она охватывает всех, все к нему причастны, все в едином мире. «Лишь одному Всевышнему подходит одиночество», - говорят адыги, а мы должны быть вместе. 
   Другой главный аргумент в создании отделения Русского географического Общества в Адыгее – это то, что старые названия некогда существовавших организаций или символов не меняются. Приведу один пример. Когда Адыгея стала перед проблемой определения главного символа территориального образования – флага, разгорелись нешуточные споры. Мы, адыги, предложили национальный флаг своего народа, под которым мы боролись за свою свободу, чтобы он стал объединяющим стягом всех народов, проживающих в многонациональной Адыгее. Однако, оппозиция в лице лидеров русскоязычного населения, в основном «Союз славян Адыгеи», решила воспрепятствовать этому и предложила свои варианты. Когда это не прошло, они начали настаивать на добавлении на флаг тринадцатой звезды как символа русских. Два этих варианта представили в Геральдическую комиссию в Санкт-Петербурге, которая четко дала разъяснение – в исторический флаг нельзя вмешиваться, он должен быть таким, каким его в свое время принимали. Так был решен вопрос с историческим флагом.
Мы приводили такой пример, когда убеждали национальные движения, активистов - раз было раньше создано Русское географическое общество, оно должно функционировать под своим именем. И вопросы были сняты. Мы провели Учредительное собрание, где был избран Совет отделения из пяти человек, куда вошел и я, а Попечительский совет возглавил доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансового менеджмента Кубанского государственного технологического университета Олеге Зачериевич Хуажев. Кстати, он и сегодня в строю и остается Председателем Попечительского Совета. 
   Прошли годы, Адыгейское отделение стало на ноги, вехи становления прошли перед нашими глазами, и мы гордимся тем, что были участниками и генераторами Общества в Адыгее. Я был избран делегатом ХVI съезда РГО и вместе с Игорем Петровичем принимали активное участие в проведении форума, кстати, среди избравших опять С.К. Шойгу вновь Председателем Русского географического общества были и представители АРО РГО. 
   Возвращаясь к личности первого Председателя Адыгейского отделения И.П Огая хочу добавить, что он был мужественным человеком, который знал, что делает, во имя чего делает, и что он еще должен делать. Горжусь тем, что он меня считал своим близким человеком, был вхож в мой дом, как и я к нему, практически по всем возникающим и текущим вопросам мы всегда обменивались мнениями, и я рад, что он прислушивался ко мне, в минуты особой тревоги и беспокойства находил меня. В то злополучное время, когда возникли у него разногласия, кстати, с местной властью и местными силовыми структурами, когда он записывал видеобращение, мне пришлось активно вмешаться в происходящее. 
   Много лет я был активным участником форумов и мероприятий Российского Института Стратегических исследований в Москве, был вхож к директору, прекрасному человеку, генерал-лейтенанту КГБ Леониду Петровичу Решетникову. И как ни странно, нас сблизило исследование «Белогвардейского движения», «Дикой дивизии», он писал о них, и я неоднократно обращался к этой теме. Леонид Петрович с большим уважением относился к нам, представителям Кавказа, именно с его одобрения я возил на форумы представителей общественных организаций Республики, Кубани, ученых и активистов, в том числе и Игоря Огая, который не раз выступал перед учеными и его доклады всегда с интересом принимались аудиторией. 

1111.jpg

Из семейного архива Куек А.С.
Из семейного архива Куек А.С.

   В моменты тревоги за своего товарища, я связался с Л.П. Решетниковым, который тотчас же пригласил в Москву Игоря Огая, выслушал его и поручил тщательно заняться его проблемой, одновременно ему предоставили эфир российского канала, где он рассказал о деятельности Адыгейского отделения РГО, возникающих проблемах и после их встречи директор РИСИ связался с Администрацией Президента РФ. Потом прислал своего куратора по Кавказу, который на месте изучил вопрос, вернулся с докладом. После этого отстали от Игоря со словами: «Откуда у тебя такие связи с Москвой? Если бы не они…». Так отстали от него, но все это выматывает человека, подрывает психическое состояние, здоровье. Но, не смотря ни на что, Игорь достойно прошел по жизни и мы, члены РГО не забываем его и его добрые дела. 
Ныне у нас новый руководитель, Силантьев Михаил Николаевич, молодой, энергичный, масштабный, креативный, сразу же вошел в курс дела, провел общее собрание, где расставили акценты, избрали новый состав Совета, сохранив костяк. Наше дело старших, как гласит адыгская поговорка, «советовать молодым, а их дело, готовить», так как молодежь инициативна, все делает от души, благо на это есть силы, и хватает задора. А мы всегда поддержим их благие помыслы и дела, которые служат во благо нашего общества и Отчизны.

 

Асфар Куек 
Доктор филологических наук, писатель
 Председатель Адыгейского отделения Российского Союза профессиональных литераторов России,
 общественный деятель