Волшебная музыка в волшебном зале

Всесоюзно известный вундеркинд довоенных лет, гениальный пианист 50-х, сегодня Олег Каравайчук знаменит, прежде всего, как автор музыки к более чем двумстам кинофильмам и спектаклям. Необычная внешность композитора и неподражаемая манера речи узнаваемы для любого петербуржца. Фигура Каравайчука овеяна легендами, его творчество всегда вызывает живой интерес у публики. Но, тем не менее, лишь немногим посчастливилось «вживую» соприкоснуться с творчеством Олега Николаевича. Увидеть и услышать его на академической концертной площадке - действительно уникальная возможность.

В конце лета, выбирая зал для своего будущего концерта, Каравайчук посетил историческое здание Русского географического общества и познакомился со старым роялем петербургской фирмы «Schroder». Инструмент был немного расстроен, но поиграв на нем, Олег Николаевич с удовлетворением отметил, что он нравится ему именно в таком «простуженном» состоянии. «Холодный, раскрепощенный… наглый», - вдруг сказал маэстро: «Впрочем, это не помешает моей музыке».

В ожидании концерта и организаторы, и слушатели гадали - состоится ли долгожданное событие, ведь Каравайчук нередко отменяет свои выступления по тем или иным причинам. Вопреки всем опасениям концерт все-таки состоялся. 84-летний музыкант не только не отменил выступление перед самым началом, но и блестяще провел его, несмотря на разыгравшийся бронхит.

«Буду ли я играть вживую… Мне сегодня звонили весь день, спрашивали, буду ли я играть вживую. Буду ли я играть вживую?! Да я и мёртвый буду играть!» - уверил слушателей композитор.

Действительно, присутствующие этим вечером увидели маэстро за роялем и услышали несколько живых импровизаций. Между ними Олег Каравайчук показывал подготовленные заранее видео, на которых те или иные произведения были исполнены на предыдущих концертах. В течение двух часов в Большом зале Русского географического общества звучала музыка как самого Каравайчука, так и других композиторов – Брамса и Вагнера. Кроме того, Олег Николаевич делился с залом мыслями, наблюдениями, впечатлениями, воспоминаниями и историями из жизни.

(о Рихтере) – … А он мне говорит: ещё играй! Я сыграл, а он говорит – ещё играй. Ещё! Никому не говорил – мне говорит. А потом говорит: «Да, вас можно ставить играть хоть больного, хоть из гроба. Потому что хуже вы уже не сыграете». А я - хоть больной, хоть из гроба, - я играл, как исполин!

Музыкальный вечер прошел в уютной камерной обстановке. Несмотря на полный зал и плохое самочувствие, композитору было комфортно, и он остался доволен выступлением. «Концерт меня приободрил», - сказал Олег Николаевич. Большой зал Штаб-квартиры напомнил сказочную, волшебную атмосферу консерваторских концертов детства. По словам маэстро, дом Русского географического общества, где работали такие великие путешественники, как Миклухо-Маклай и Пржевальский, стал отличным местом для рождения Музыки.

«Мне было хорошо здесь, очень хорошо» - написал в Книге почетных гостей Олег Каравайчук во время импровизированной «автограф-сессии».

Следующее выступление Олега Каравайчука состоится 24 декабря в Большом зале филармонии и будет приурочено к 85-летию композитора. В Штаб-квартире Русского географического общества вечера музыки продолжатся ноябрьскими концертами Российского рогового оркестра, которые пройдут в рамках фестиваля «Трубы победы» и будут приурочены к 200-летию Отечественной войны 1812-го года.

текст Владиславна Бондина,

фото Илья Данилов.