head-bg-picture

Впервые в истории мореплавания

Фото: Научный архив РГО

Фото: Научный архив РГО

Впервые в истории мореплавания Впервые в истории мореплавания

16 сентября 1915 года – 101 год назад – в Архангельск вошли корабли Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), впервые в истории преодолевшей Северный морской путь с востока на запад. Паровые ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" вышли из Владивостока летом предыдущего, 1914 года под командованием Бориса Вилькицкого. 

Борис Андреевич Вилькицкий (1885–1961) – русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики, первооткрыватель Северной Земли, лауреат Константиновской медали (высшей награды Русского географического общества). Сын генерала Андрея Ипполитовича Вилькицкого (1858 –1913), известного гидрографа и начальника Главного гидрографического управления, в честь которого названы несколько объектов на Арктическом побережье России и в окружающих его морях.

В 1914 году перед гидрографической экспедицией Бориса Вилькицкого была поставлена задача совершить переход Северным морским путем с востока на запад с одновременным выполнением научных исследований. "Вайгач" и "Таймыр", работавшие в Арктике с 1910 года и участвовавшие в открытии архипелага Северная Земля, вышли из Владивостока 7 июля 1914 года. 

Переход проходил в сложных гидрометеорологических, навигационных условиях, во льдах. Пройти весь маршрут Северного морского пути за одну навигацию не удалось: с сентября 1914 по июль 1915 года суда зимовали во льдах в заливе Толля у Таймыра. Моряки и специалисты-гидрографы под руководством Вилькицкого продолжали вести исследовательские работы. 

Освободившись из ледового плена, гидрографические суда продолжили движение на запад и 16 сентября 1915 года прибыли в Архангельск. 

Экспедиция произвела многочисленные наблюдения над ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов, их перемещением, глубинами северных морей, составила описи ряда мысов.

В группе островов Де-Лонга открыт остров Жохова, названный (в 1919 году) в память о члене экспедиции, лейтенанте Алексее Николаевиче Жохове, погибшем в ходе зимовки 1915 года.

Буквально через два года после окончания экспедиции жизнь в России круто переменится. Борис Вилькицкий выберет сторону Белого движения и после 1920 года эмигрирует в Европу. В середине 1920-х годов он ненадолго вернется в Советскую Россию, но вскоре уедет – на сей раз навсегда. Ледокол "Таймыр" прослужит на Северном Ледовитом океане до начала 1950-х годов, поучаствовав в 1938 году в эвакуации первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс". В наши дни в честь этого корабля назван один из российских атомных ледоколов.

А вот "Вайгач" завершит свой путь гораздо раньше – в 1918 году после крупной аварии в Енисейском заливе. Его вскоре утилизировали, но название "Вайгач" сохранилось – сейчас так называется еще один крупный атомоход, созданный по типу современного "Таймыра". Ледоколы класса "Таймыр" уникальны тем, что обладают небольшой осадкой и потому способны работать в устьях крупных северных рек.