Вспомним всех. Поименно.

Траурный митинг на мемориале "Ладожский курган". Фото: Дмитрий Жолобов

Поселок при железнодорожной станции Ладожское озеро является важным пунктом на исторической карте Ленинградской области. Именно здесь начинался самый сложный участок знаменитой Дороги жизни, спасшей в годы блокады осажденный Ленинград. Из этого поселка отправлялись на «большую землю» суда с эвакуированными ленинградцами, сюда приходили столь нужные осажденному городу грузы продовольствия, медикаментов, военного снаряжения. Зимой трасса Дороги жизни пролегала по льду озера.

События страшного лета 1941 года развивались стремительно, 22 июня началась война, а уже 8 сентября Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С юга город осаждали немецкие войска, с севера блокадное кольцо держали союзники немцев – финны. Единственным путем для сообщения с остальной страной стали воды Ладожского озера. В городе скопилось большое количество мирных жителей, в том числе и беженцев из соседних областей и населенных пунктов. В условиях отсутствия регулярного снабжения необходимо было срочно эвакуировать из города как можно больше гражданского населения и полностью перестроить его жизнь на военный лад, ведь Ленинград стал подобен осажденной крепости. Единственным путем эвакуации было только Ладожское озеро.

517581a3-91da-40c0-bf41-21789df9b781.jpg


Приветственное слово исполнительного директора ЛОО РГО Дмитрия Щепетнова. Фото: Марина Щепетнова

Осень время штормов на море и акватория такого крупного водоема, как Ладожское озеро, не исключение. Частые перемены погоды и шторма делают плавание по нему осенью достаточно опасным.

В ночь на 17 сентября 1941 года из гавани, расположенной в поселке при станции Ладожское озеро отправилась несамоходная баржа №752, которую вел буксир «Орел». Баржа была переполнена эвакуируемыми из Ленинграда людьми. Выйдя в Ладогу, уже ночью буксир и перегруженная баржа попали в жестокий шторм. От сильных ударов волн корпус баржи дал течи, с палубы была смыта надстройка, баржа начала тонуть. На помощь терпящему бедствие судну направился буксир «Орел» и проходившая в районе крушения канонерская ложка «Селемджа». С наступлением светлого времени суток баржа и спасавшие с нее людей суда подверглись атаке немецких самолетов, преступно расстреливавших тонущих людей.

Жертвами шторма и атак немецких самолетов стали от 1200 до 1600 человек. В основном это были эвакуируемые курсанты, офицеры и служащие военно-морских учреждений Ленинграда. В их числе 308 курсантов и 116 офицеров Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э.Дзержинского, 125 курсантов и 49 офицеров из Высшего военно-морского училища связи им. Г.К.Орджоникидзе, 132 выпускника и 74 сотрудника Военно-медицинской академии с членами семей, включая детей, взвод курсантов военно-инженерного училища имени А.А.Жданова, сотрудники Гидрографического управления ВМФ и картографического отдела Гидрографического управления ВМФ, ученики ремесленного училища и другие пассажиры, которым удалось оказаться на борту злополучной баржи. С судна удалось спасти 240 человек, оно затонуло в районе между банкой Северная Головешка (6,4 мили к северу от мыса Пайгач) и островом Сухо.

15c97378-7b9e-4001-8a21-6b535126539d.jpg


Почетный караул на "Ладожском кургане". Фото: Марина Щепетнова

Огромное количество погибших людей заставило задуматься об изменении порядка эвакуации людей через Ладогу. Было усилено прикрытие с воздуха, при планировании выходов стали уделять большее внимание метеорологическим условиям, суда начали ходить только в составе вооруженных караванов.

Катастрофа баржи №752 до сих пор не может оставить людей равнодушными. Потомки и родственники выживших и погибших участников того рейса ежегодно проводят траурный митинг в день трагедии – 17 сентября. Традиционно в мероприятии на мемориале «Ладожский курган» принимают участие представители Управления навигации и океанографии Минобороны России, Военно-морского политехнического института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. адмирала флота С.Г.Кузнецова», военно-медицинской академии им. С.М.Кирова, представители Совета ветеранов Всеволожского района Ленинградской области, Ленинградского областного отделения Русского географического общества, общественного движения «Волонтеры Победы», учащиеся школы, местные жители и, конечно же, родственники погибших и выживших пассажиров баржи. В ходе траурного митинга проводится минута молчания, а затем на берегу Ладоги зачитываются имена всех известных участников трагического перехода 17 сентября 1941 года.

6e6843d3-1829-42b1-84b5-83446b1eb8c5.jpg


Участники траурного митинга на берегу Ладоги. Фото: Дмитрий Жолобов

Представители Ленинградского областного отделения Русского географического общества уже много лет принимают участие в траурных мероприятиях на Ладожском кургане. Обращает на себя внимание то, что с каждым годом увеличивается количество и состав участников траурного митинга, и, что особенно важно, в нем принимает участие все больше и больше детей и подростков, вовлеченных в благородное дело увековечения памяти погибших в Великой Отечественной войне. Из года в год стараниями исследователей пополняется печальный список погибших в этой трагедии, открываются новые детали той страшной ночи. Благодаря усилиям инициатора памятных мероприятий – Неониллы Самухиной на базе музея «Дорога жизни» (филиал ЦВММ) проводится круглый стол, на котором зачитываются доклады об истории Дороги жизни, блокады Ленинграда, и, конечно же, о последнем рейсе баржи №752.

Материал подготовлен Андреем Стрельниковым.