Вторая беседа «Поэт в географическом измерении»

В последние десятилетия в России активно развивается необычное направление географических исследований – литературная география. По этой теме пишутся книги, защищаются диссертации, проводятся научные конференции…

Однако среди российских географов далеко не все знают, что из себя представляет литературная география? Каковы ее истоки? Чем она занимается, каковы ее методы? На эти вопросы попытаются ответить председатель комиссии по культурной географии Московского городского отделения РГО, доктор географических наук Владимир Николаевич Калуцков и молодой исследователь, активно занимающийся проблемами литературной географии, Милена Максимовна Морозова.

М.М. Как можно измерить поэтическое творчество с помощью географических методов? Как «поверить алгебру гармонией»? Разве это возможно?

В.Н. Конечно. Самый простой способ – нанести на карту места рождения, жизни поэта, маршруты его путешествий…

М.М. Ну, этим самым мы «приземляем» поэтическое творчество…

В.Н. Нет, мы пытаемся найти его истоки… Не секрет, что многие литераторы буквально «пуповиной» связаны со своей родиной: Есенин – с Рязанской землей, Рубцов и Белов – с Вологодчиной, а Лесков – истинно орловский писатель… Родной ландшафт проявляется в прочувствованных с детских лет исторических и культурных образах, великолепном знании родной природы, в ярких сезонных картинах природы, в языке -  местных словечках, топонимах, именах.

Тем более, такая карта может стать маршрутом нашего путешествия, которое тем более осмысленно, что многие из мемориальных литературных мест, т.е.  мест рождения, жизни и смерти литератора, стали литературными музеями или даже музеями-заповедниками, как, к примеру, Ясная Поляна, Шахматово или Мелихово или Бежин луг…

М.М. Вы назвали музей-заповедник «Бежин луг». Но это же литературный образ, здесь Тургенев не жил…

В.Н. Да. Как правило, места, названные поэтами и писателями, получают новый импульс развития, они, их судьба отличаются от соседних мест… Такие литературные места Ю.А. Веденин предложил называть ассоциативными литературными местами.

М.М. Хорошо. А как с помощью географии «измерить» само литературное творчество?

В.Н. Это более сложная задача. Литературные географы в этом случае внимательно подсчитывают количество упоминаемых в творчестве поэта стран, регионов и городов, считая, что наиболее частотные упоминания характерны для наиболее значимых с точки зрения авторов мест.

2.jpg

Пейзаж близ села Константиново (фото М.М. Морозовой)
Пейзаж близ села Константиново (фото М.М. Морозовой)

Так, используя этот метод, О.А. Лавренова в своей книге «Географическое пространство в русской поэзии XVIII — начала XX в.» смогла проследить пространственные приоритеты русских поэтов от Ломоносова до Блока, а О.Р. Ширгазин построил географическую картину мира автора «Слова о полку Игореве».

М.М. А можно ли совместить эти два подхода?

В.Н. Можно. В этом случае мы еще лучше будем понимать географические основы литературного творчества. Мне кажется, Вы пробовали это сделать с творчеством вологодского поэта Николая Рубцова?

М.М. Да. У меня был такой опыт…

В.Н. Расскажите о результатах вашего эксперимента.

М.М. Николая Рубцова мы по праву можем назвать певцом Русского Севера, в его творчестве представлена яркая гамма вологодских, архангельских и мурманских образов, но истинная картина Русского Севера Рубцова появляется лишь при составлении литературной карты его поэзии. Подсчет всех топонимов в его творчестве показал, что пространство поэта центрировано на Русском Севере – из 188 топонимов 37% – это топонимы Русского Севера (Вологда, Тотьма, Устюг), 36% занимают страновые топонимы (Русь, Россия, Советская Страна), 23% приходится на топонимы России за пределами Русского Севера (Сибирь, Алтай, Москва и Петербург), лишь 4% занимают топонимы вне России (это Италия, Венеция, Болгария и т.д.).

В.Н. Но, чтобы не потерять душу поэта, такие расчеты хорошо бы поверить географическими образами…

М.М. Согласна… Вот один из примеров видения Русского Севера В.И. Белова, чье творчество я тоже перенесла на литературную карту:

«Вологда – зеленый городок,

Севера ольхового столица,

Ты прости, что раньше я не мог

У тебя навек остановиться

Бьется сердце радостное глухо

Оттого, что юность коротка.

…Чуть левее речка Золотуха

Чуть правее Вологда-река» (1960)

ris3.jpg

Карта литературных мест Русского Севера Н.М. Рубцова (составлена М.М. Морозовой)
Карта литературных мест Русского Севера Н.М. Рубцова (составлена М.М. Морозовой)

В.Н. Да… Здесь и поэзия, и микрогеография, и макрогеография неразрывно переплетены…

М.М. Но контент-анализ является лишь первой ступенью литературно-географического исследования. После подсчета топонимов я нанесла все места на карту, учитывая частоту упоминания топонима. На карте хорошо видно, что литературные места сконцентрированы в Вологодской области – Вологда, Тотьма, Никольское, Устюг, Липин Бор, реки Сухона и Вологда, Озеро Белое. Обратите внимание, что на карте присутствуют и точечные, и площадные, и линейные объекты.

В.Н. Это говорит об освоенности данного пространства автором? Полагаю, подобную ситуацию мы будем наблюдать в творчестве всех авторов, что прошли и пережили в виде ощущений, встреч и событий пространство определенного региона?

М.М. Несомненно. Тут Вы возвращаете меня к мемориальным литературным местам, где жил поэт. Для Рубцова это Вологда, Тотьма, Никольское, Емецк, Няндома, Архангельск…

В.Н. С какими образами у Николая Рубцова связаны эти места?

М.М. Топонимы в Архангельской и Мурманской областях – Кильдин, Мурманск, Маяк Мудьюг, ассоциируются с флотом, темой моря, ожиданием возвращения на сушу и рыбалкой (Дальний Мудьюг). Топонимы вологодские связаны со странствиями по дорогам, лесам и жизнью в родном краю, о реке Сухоне он пишет:

«Много серой воды, много серого неба,

И немного пологой родимой земли,

И немного огней вдоль по берегу...»       

В.Н. Это напоминает мне тотемские пейзажи.

М.М. Так и есть. Тотьма является важным литературным местом Рубцова…

В.Н. На карте во многих названных Вами местах пространство творчества невозможно отделить от пространства жизни. Влияет ли это в дальнейшем на сохранение памяти о поэте?

4.jpg

Тотемский зимний пейзаж (фото М.М. Морозовой)
Тотемский зимний пейзаж (фото М.М. Морозовой)

М.М. Такие места Ю.А. Веденин называет комплексными литературными местами и в них действительно мемориализация пространства автора происходит активнее, нежели в других. В этих местах устанавливают памятники поэту, переименовывают улицы, открывают литературные музеи.

В.Н. Кажется, Вы ранее упомянули Василия Белова? То есть Вы проводили это исследование и с другими писателями и поэтами?

М.М. Да, с творчеством И.С. Тургенева и В.И. Белова. Пространство Белова центрировано на Русском Севере – Вологде и деревнях Харовского района Вологодской области. Пространство Тургенева полицентрично – в нём почти в равной степени центрами выступают Москва и Петербург, а центром второго порядка Орловская губерния и граничащие с ней Тульская, Калужская и Тамбовская губернии.

В.Н. Получается, поэтическое творчество обладает географическим измерением, а литературная география поэта может рассматриваться в качестве еще одного бытия автора.