Выставка "И тыл был фронтом" открылась в Городском краеведческом музее г. Комсомольска-на-Амуре

В.Г. Берсенев
На выставке

"И тыл был фронтом" - это название выставочного проекта, который открылся в Городском краеведческом музее г. Комсомольска-на-Амуре.

На открытие экспозиции были приглашены представители предприятий и организаций Комсомольска-на-Амуре, работавших во время Великой Отечественной войны. В военные годы там были созданы фронтовые бригады, собирались средства на нужды фронта, культуры, госпиталей и школ. Также развивалось огородничество из-за голода в городе.

На выставке можно узнать о деятельности заводов авиастроительного, судостроительного, "Амурсталь", "Амурлитмаш", сернокислотного, аккумуляторного, нефтезавода, нефтеперекачки речной пристани, открытых школ ФЗО, ремесленных училищ, школы юнг. Экспозиция представлена макетами продукции предприятий, предметами из фондов музея.

Среди экспонатов выставки есть и три групповых фото учеников Комсомольской рыбопромысловой мореходной школы юнг и манекен фигуры юнги, на бескозырке которого золотыми буквами написано – "Мореходная школа НКРП СССР".

Комсомольская рыбопромысловая мореходная школа юнг была открыта в 1943 году. В юнги принимали юношей 1928 и 1929 года рождения. В 1944 году и в 1945 году принимали юношей 1930 г.р. В течение всей навигации 1943-1944 года учащиеся работали на судах учениками моториста или матросами, а на зиму отправлялись по домам или использовались на хозработах по месту жительства.

На основании приказов народного комиссара рыбной промышленности СССР от 12 апреля 1945 г. № 127 решением Средне-Амурского государственного рыбного треста от 12 мая 1945 г. № 77 "О реорганизации института юнг" Комсомольская школа юнг была реорганизована в Комсомольскую рыбопромысловую мореходную школу юнг НКРП СССР.

Согласно этой реорганизации, юнги должны были пройти курс обучения в учебных классах по общеобразовательным и специальным предметам. В навигационный период по направлению руководства юнги должны проходить плавательную и судоремонтную практику на судах или судоремонтных предприятиях, в механических мастерских.

В связи с несоответствием по возрасту необходимо было отчислить из школы юнг учащихся 1928 и 1929 года рождения, предварительно проведя им экзамены на Государственной квалификационной комиссии на предмет присвоения им званий, после чего распределить их по предприятиям для использования по специальности. Их было 23 человека.

Решением Государственной квалификационной комиссии юнгам-выпускникам была присвоена квалификация помощников старшины катера до 50 л.с. или помощников мотористов до 50 л.с. В ноябре 1945 года к занятиям приступили оставшиеся малолетки 1930 года рождения, имевшие 4-х классное образование. Дополнительно произвели новый набор, укомплектовали две группы мотористов и две группы судоводителей. Зиму они проучились, а летом 1946 г. работали на судах Елабужского, Даергинского, Славянского, Болонского, Вознесенского, Нижне-Тамбовского, Сухановского, Ново-Ильинского, Солонцовского и Тырского рыбозаводов, а также Троицкой и Комсомольской моторно-рыболовных станций.

В транспортной конторе треста к 10 июля 1946 г. восстановили и отремонтировали парусно-моторную шхуну "Товарищ". С 1 июля 1946 г. Приказом по ТСК на шхуну была направлена большая группа юнг, как судоводителей, так и мотористов в количестве 37 человек. 10 октября 1948 г. квалификационная комиссия произвела проверку знаний у выпускников. Все получили направления на флот. В 1949 г. получили путевку в жизнь 30 мотористов первого класса морских судов; в 1950 г. – 30, а также 60 судоводителей двухсоттонников.

1 сентября 1950 г. к занятиям приступили курсанты нового набора с семилетней школьной программой. Серьезная медицинская комиссия и конкурсные испытания показали, что для работы на промысловом морском и речном флоте необходимо иметь отличное здоровье, а вот специальным дисциплинам научат опытные специалисты флота и береговых судоремонтных предприятий. До ликвидации мореходной школы в 1956 году было подготовлено 113 штурманов малого плавания и 129 механиков-дизелистов морских судов.

Мне довелось учиться в ней с 1951 г. по 1954 г., после была стажировка на боевых кораблях тральщиках (траление минных полей, оставшихся со времен войны), а потом – вся жизнь, связанная с флотом.

Берсенев Валентин Григорьевич – Заслуженный речник Амура, Почетный член Хабаровского краевого отделения РГО.