В Магадане завершает работу IV Международный фестиваль косторезного искусства народов мира. Он собрал 150 мастеров из 24 регионов России, а также из Китая, Монголии, Республик Беларусь, Казахстан и Киргизии. В экспозиции представлены творения как молодых, так и маститых скульпторов – заслуженных художников РФ из Магаданской, Архангельской, Московской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Ярославской областей, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Республик Бурятия, Калмыкия, Удмуртия, Саха (Якутия), Луганской Народной Республики, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Полторы тысячи изделий и композиций на выставке уникальны. Знакомят с традициями различных косторезных школ нашей планеты, необычными техниками резьбы по кости, активным использованием в произведениях инкрустаций из металла, камня, стекла.
Как отметил член Магаданского отделения РГО, заслуженный художник России Владимир Похилюк: «Растет авторитет нашего фестиваля, ширятся ряды его участников. С каждым годом он демонстрирует невероятный рост качества и художественной привлекательности работ. Выставочная площадка сегодня подобна сказке. Вижу динамику, вдохновенный творческий полет косторезов, уже знакомых магаданцам, не первый раз приезжающих на Колыму. Отмечаю растущий интерес иностранных мастеров к тому, как развивается на северо-востоке России старинный промысел резьбы по кости. Чувствуется, насколько каждый обогащается в общении друг с другом».
В этот раз биеннале косторезов в столице Колымы привлекло внимание авторитетных искусствоведов, галеристов и музейщиков, ведущих специалистов по хранению, реставрации изделий косторезного искусства из Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук, В программе фестиваля были мастер-классы, круглые столы по сохранению народных промыслов, посещение художественных мастерских магаданских скульпторов, косторезов, учебных занятий на отделении «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по виду «Художественная резьба по кости» в Магаданском колледже искусств. Проходит аукцион косторезных изделий, средства от которого пойдут на восстановление и развитие новых российских субъектов.
Перед жюри во главе с организатором фестиваля, руководителем областной творческой организации Союза художников России Константином Кузьминых и кураторами художников Урала, Сибири и Дальнего Востока от Российской академии художеств стояла сложнейшая задача – отыскать мастера, чьи творения отвечают всем канонам этого искусства.
Гран-при биеннале в Магадане завоевал коллектив резчиков и граверов Уэленской косторезной мастерской, которую возглавляет Александра Ныпевги. Чукотскому косторезному искусству две тысячи лет. Древние обитатели Северо-Восточной Азии были талантливыми художниками. Природные особенности моржового клыка обусловили характер произведений косторезного искусства древней Чукотки. Это было искусство «малых форм» - мелкая пластика, рельефные изображения и графические композиции на предметах охотничьего вооружения, орудиях труда, деталях костюма… Древние резчики узнаваемо передавали головы хищников – белого медведя, тюленя, моржа. Вместе с тем они наделяли их фантастическими чертами в соответствии с первобытными верованиями, представлениями о злых и всесильных духах. Одной из интереснейших особенностей пластики древней Чукотки является многообразность: в зависимости от угла зрения меняется ракурс, в котором можно увидеть объемное изображение. Серия работ современных чукотских умельцев на IV Международном фестивале косторезного искусства сохраняет и развивает традиции народа.
Специальных призов удостоены Николай Головин из Луганск, Андрей Доленко из Владивостока за работы в технике резьбы scrimshaw, Светлана Логунова из Москвы, Александр Корзун из Минска, Александр Рультырей из Билибино и магаданец Владимир Похилюк с его яркими героями славянских мифов и легенд.
В номинации «Анималистика» отмечены Владимир Духонин из колымской столицы и Иван Савицкий из Салехарда.
В номинации «Сюжетная композиция» признание жюри получили Федор Марков из Якутск, Ирина Вишнякова, Минсалим и Сергей Тимергазеевы из Тобольска.
В номинации «За лучшее техническое исполнение» победили Татьяна и Даниил Артюховы из Московской области и житель российской столицы Сергей Гримальский.
В номинации «За сохранение региональных традиций» пальма первенства отдана Пуревжав Чинбат из Улан-Батора и Галине Цыгановой из Новгородской области.
Победителями в номинации «Новаторство» стали Олег Лохов из Севастополя и увлеченный косторезным искусством оперный певец из Монголии Турбат Баттогтох за необычную скульптуру «Гость» из лопатки коровы, рогов архара и джейрана с инкрустацией из металла.
В номинации «Духовность в искусстве» жюри особо выделило Алдабергена Тиленбаева из Казхахстана и Бато Чимитова из Улан-Батора.
В номинации «Утилитарные изделия из кости» лучшими названы Калил Момунов из Киргизии и Светлана Вербицкая из Магадана.
Дипломы в номинации «Дебют» получили Любовь Пащенко из Магадана и Арктический институт культуры и искусства Республики Саха (Якутии).
В номинации «Наставничество» приоритет отдан Андрею Новикову из Магадана и Георгию Родионову из Якутска.
Зрителям по душе пришлось яркое многоцветие творений с инкрустацией из стекла с дизайнерской росписью киргизской художницы Кайыргул Казыбековой.
Как отметила один из организаторов фестиваля, член-корреспондент Российской академии художеств, кандидат искусствоведения Ольга Зотова: «Несмотря на неизбежную утрату связи с этническими традициями, вызванную цивилизационным процессом, интерес к резьбе по кости становится все более актуальным. Косторезный промысел позволяет современным мастерам заново осмыслить традиционный уклад как способ сохранения смыслов и целостности этноса. Представленные на фестивале авторские произведения говорят о разнообразии форм, сюжетов, стилей и техник. В современном косторезном искусстве можно выделить три основных направления. Первое связано со стремлением зафиксировать и сохранить традиции определенной школы, второе — с формированием узнаваемой авторской, не связанной с типом культуры манеры, демонстрирующей фантазию и творческую свободу художника, третье — с владением универсальным языком резчика, позволяющим соответствовать запросам рынка сувенирной продукции. В этой ситуации интересно наблюдать за развитием косторезного промысла в российских регионах, где складываются определенные традиции, формируется современная школа мастеров. Сюжеты работ якутских мастеров на этой выставке, к примеру, связаны с героическим эпосом народа саха, историческими сказаниями, северной фауной. Небольшие, необычайно выразительные фигурки наделяются косторезами индивидуальным характером, а поверхность кости, несмотря на малый размер изделия, тщательно проработана в деталях. Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура с разнообразной техникой резьбы: плоская, рельефная, ажурная. Сохраняют для потомков уникальнейшее искусство северной ажурной резьбы по кости мастера архангельской школы. В искусстве магаданских резчиков объединены черты аборигенной и европейской культур. Широкий диапазон сюжетов и авторских приемов, владение материалом (используется бивень мамонта, кость кита, клык моржа, рог лося, оленя, снежного барана, зуб кашалота, их комбинации с деревом, природными минералами: кварцем, агатом, морскими раковинами) говорят о большой фантазии, творческом подходе в разработке темы, высоком профессионализме магаданских косторезов».
… Впервые Магаданская областная организация Союза художников России провела этот фестиваль в 2017 году. Тогда в нем приняли участие мастера из России, Финляндии, Казахстана, Канады, Кореи, Вьетнама. В 2021 году, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, участниками стали художники из 19 регионов России и 11 зарубежных стран, в том числе Канады, Швеции, США. Беспрецедентные санкции Евросоюза и Америки не позволили многим скульпторам представить свое искусство на Международном фестивале-2023.