С давних времен эта красивейшая бухта привлекала внимание мореплавателей.
Русские и иностранные корабли укрывались здесь от непогоды и штормов, экипажи пополняли запасы пресной воды. Туземцы именовали её Мивканом, а русские казаки-первопроходцы Ивана Москвитина три с половиной столетия назад окрестили Волоком, поскольку была она надежно защищена от многих ветров. В начале ХХ века Гидрографическая экспедиция Восточного океана под руководством Михаила Жданко выступила с инициативой назвать бухту в честь адмирала российского флота Алексея Нагаева. С 1912 года носит она имя выдающегося морского картографа, которому мир обязан первым Атласом и Лоцией Балтийского моря, обстоятельными картами плавания Витуса Беринга, а Россия - созданием отечественной гидрографической службы, совершенствованием навигационных приборов, организацией Морского кадетского корпуса и многочисленных морских экспедиций на Дальний Восток. По составленным им картам устья Колымы и берегов Камчатки, Охотского и Берингова морей, Северного Ледовитого океана моряки плавали более ста лет.
Морские ворота Магадана. Отсюда начинался город. В 1929 году на побережье бухты Нагаева расположилась Восточно-Эвенская (Нагаевская) культбаза, по соседству - склады и конторы Совторгфлота и Союззолота. Спустя четыре года построен морской порт. Не зря же полярный исследователь, гидрограф Борис Давыдов охарактеризовал эту бухту как лучшую якорную стоянку во всем Охотском море. Навигация продолжается круглый год. Правда, зимой проводку судов осуществляют ледоколы.
Здесь настоящий рай для рыбаков. На удочку отлично ловятся минтай и палтус, камбала, корюшка, навага, ерш, а мойву можно черпать ведрами прямо с берега. И для туристов благодать. Походы к Каменному Венцу, на мыс Чирикова, что остроконечным гребнем круто спускается к Тайской губе. Его окрестности славятся птичьими базарами, а на высоте 73,8 м над уровнем моря примостился маяк.
Живописная бухта на 17,5 км вдается в сушу, и кажется, будто сопки с севера и юга обнимают ее. То безмятежна морская гладь, то вдруг обрушится на берег шторм, или затянет все густым туманом. Впечатляют фантастические закаты, отливы почти в километр. В ее водах привольно косаткам, любят понежиться на громадных валунах нерпы. Рассекают волны лодки и катера всех мастей, яхты. Покоряют морскую стихию отважные сапсерфингисты, а в небесах бросают вызов ветрам парапланеристы, Зимой на лед выходят любители сноукайтинга. Яркое, красивое зрелище!
В тридцатые годы бухта Нагаева служила аэродромом, в 70-80-е в ней дислоцировалась бригада подводных лодок. Ремонтировали субмарины, как и плавбазы, пароходы, сейнеры, рабочие Марчеканского завода, а еще на магаданской судоверфи строили морские буксиры, катера, баржи, плашкоуты, кунгасы.
Сколько радостных и печальных событий происходило на веку красивейшей бухты, какие трагедии разыгрывались… 19 декабря 1947 года случилась страшная катастрофа: один за другим прогремели взрывы на сухогрузе «Генерал Ватутин» и пароходе «Выборг». В трюмах первого 3,3 тыс. тонн взрывчатки, второй наряду с промышленными грузами доставил в Магадан почти 200 т ртути, большое количество серной, азотной, соляной и фосфорной кислоты, мышьяк, хлорная известь, эмалевые краски, другие химикаты и 193 тонны взрывчатых средств. Пострадали корабли у причалов и на рейде, практически разрушен порт и стерт с лица земли располагавшийся рядом поселок Березовая роща. Сгорели склады с продовольствием, техникой и оборудованием для горняков, стройматериалами. Взрывной волной в домах Магадана выбило стекла, по стенам пошли трещины. Из-за повреждения высоковольтной линии город остался без света. На ближайших сопках вспыхнул торфяник. 111 человек погибло, более 500 ранило, свыше 400 северян лишились жилья. К счастью, бушевавший ветер вынес в море ядовитое облако…
Сегодня ничего не напоминает о той беде, а вот следы перестройки налицо. Однако жизнь берет свое. Исчезают и эти приметы времени.
Продолжение следует.
Автор: Ирина Борщевская, член РГО

