Я расскажу тебе про Магадан - слушай! Часть первая

Магадан. Автор фото: Вадим Пудовкин

Чтобы узнать Магадан, бесполезно открывать Википедию, листать Инстаграм друзей-приятелей, блуждать по Интернету. Берите билет на самолет, и через семь-восемь часов – добро пожаловать в золотое сердце России! Можно, конечно, на машине – через всю страну, если вы экстремал или ас-водитель, у которого как минимум неделя в запасе есть. Другие варианты – не для Крайнего Северо-Востока. Нет здесь ни железной дороги, ни пассажирского судоходства.

         Незадолго до посадки есть шанс увидеть столицу Колымы с высоты птичьего полета. Не пропустите спросонья! Это не Москва – мелькнет средь морских просторов городок на перешейке полуострова Старицкого с материком. Не успеете разобраться, где легендарная Нагаевская бухта с загадочным островом Недоразумения, а где бухта Гертнера с круглогодично снежными шапками заповедного полуострова Кони. Конечно, любой дрон поможет наверстать упущенное, преподнесет красоту первозданной северной природы в лучшем виде, но ощущения, что без малого стотысячный город точно песчинка на громадных просторах, не испытаете. Без этого трудно понять, как в XVII веке казаки-первопроходцы без карт, мореходы без лоций открывали неведомые земли, а могущество России прирастало богатствами Сибири и Дальнего Востока. Впрочем, хорошая фантазия и богатство фондов, уникальные экспозиции Магаданского областного краеведческого музея, Музея естественной истории Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН, Золотой комнаты и Музейного комплекса города Магадана с музеем-квартирой Вадима Козина позволят пережить не одно потрясение.

А почувствовать дух колымской столицы, проверить на себе ее магию легко. Достаточно прогуляться по улицам города, повстречаться с его невероятными жителями, поучаствовать в традиционных народных праздниках и гуляньях, побродить по охотоморскому берегу, подняться на Каменный Венец и, заглушая птичий базар, бросить Вселенной: «Эге-ге! Здесь начинается день! Отсюда Россия берет разбег»!

Еще один момент. С апреля по сентябрь не забудьте прихватить с собой купальник, даже если вы не морж и не намерены окунаться в пучину Охотского моря. Стойкий северный загар на лыжне Снежной Долины или на рыбалке в любой из бухт гарантируем!

«Ты думаешь, что мне - не по годам,

Я очень редко раскрываю душу, -

Я расскажу тебе про Магадан -

Слушай!», -

удивляетесь, что в конце маршрута в салоне зазвучал голос Владимира Семеновича? Никакой случайности, мистики или особого пристрастия экипажа самолета к творчеству Высоцкого! Просто рейс завершается в международном аэропорту имени знаменитого актера и певца. Таков результат всенародного голосования по проекту «Великие имена России». Конечно, копий по этому поводу было сломано… Достойных претендентов-то много. У нас ведь, что ни личность – то глыба, легенда! Руководитель Первой Колымской экспедиции Геолкома Юрий Билибин открыл богатейшую золоторудную провинцию, месторождения которой успешно осваиваются второе столетие. Академик АН СССР и РАН Николай Шило - автор всемирно известного «Учения о россыпях» и основатель академической науки на Крайнем Северо-Востоке. Главному конструктору Сергею Королеву человечество обязано космической эрой. Эдуард Берзин - из латышских стрелков, раскрывших «заговор Локкарта», первый директор государственного треста «Дальстрой». По большому счету с него началась история Магаданской области.

         Нет смысла продолжать список. Аэропорт назван именем человека, который 24 марта 1968 года спустился здесь по трапу самолета: между съемками в Одессе «махнул» на два дня к другу - корреспонденту молодежной газеты «Магаданский комсомолец» Игорю Кохановскому. К другу - хоть на край света! Это по-магадански.

         Кстати, этот аэропорт – четвертый в истории Магадана. Первым был гидроаэродром в бухте Нагаева. Его соорудили в 1932 г., вбив стальные сваи для крепления самолетов прямо в морской берег чуть выше приливной волны. Уже в январе 1933-го полярный летчик Илья Мазурук на своем Ю-13 совершил посадку на лед, открыв новую воздушную трассу Николаевск–на–Амуре – Аян – Охотск – Магадан. Первые авиаторы Колымы Михаил Сергеев, Дмитрий Тарасов, Николай Снежков и Михаил Меньшиков - настоящие асы. Биография каждого заслуживает особого рассказа. Трудно представить, как на самолетах П-5 и У-2 они вели ледовую разведку и занимались проводкой кораблей в Охотском море, обслуживали исследовательские экспедиции, вывозили добытое на приисках золото, доставляли почту и пассажиров. А в 1935 г. организовали школу пилотов. Отсюда в сентябре 1939 г. экипаж Николая Кузнецова совершил первый пассажирский рейс в Москву. Время в пути – 52 часа 50 минут.

В 1938 г., когда авиапарк насчитывал 13 самолетов, протяженность авиатрасс превышала 6 тыс. км, началось строительство аэропорта на 13-м км колымской трассы. В 1940 г. его сдали в эксплуатацию, а через год руководство «Дальстроя» принимает решение о дополнительном аэродроме «Северный» и приступает к сооружению взлетно-посадочной полосы на 47 км трассы. Вскоре оба аэродрома работают с максимальной нагрузкой, осуществляя регулярные рейсы в поселки Колымы, Чукотки, в Якутию и на Камчатку, Хабаровский край. Летные экипажи проводят аэрофотосъемку, заняты в охране лесов, выполняют санрейсы в труднодоступные районы и спецмаршруты по охране границы, работают по заявкам ученых, геологов, оленеводов, охотников…

Интенсивное развитие Северо-Востока, масштабные задачи, стоящие перед регионом, динамичное обновление авиатехники потребовали строительства современного аэропорта федерального значения. Непросто было меж сопками Колымы найти подходящий участок, но через три года в Арманской долине, что в 56 км от Магадана, сплошную тайгу потеснили возведенные на вечной мерзлоте взлетно-посадочная полоса под тяжелые самолеты, необходимая авиабаза для их обслуживания и поселок авиаторов. «Аэропорт для настоящих соколов!» - радовались северяне. (В это время летный состав Магаданского авиаотряда составляли действительно соколы северного неба – легендарные фронтовики Мария Пашкевич, Иван Кучерявый, будущий Герой Социалистического Труда Анатолий Турбин, заслуженный пилот СССР Николай Прокопенко…). Так и появилась на карте Магаданской области новая точка – аэропорт «Сокол» с одноименным населенным пунктом.

В 1973г. открыто здание аэровокзала. Жизнь в аэропорту кипела. Начались беспосадочные рейсы в Москву, Краснодар, Донецк, Ташкент… В 1982-м – первый полет в Анкоридж. 

В 1991 г. аэропорт приобрел статус международного. А спустя три года родилась собственная авиакомпания «Магаданские авиалинии». В 2001 г. «МАВИАЛ» получил дипломом Национальной премии «Крылья России».

Продолжение следует.

Автор: Ирина Борщевская, член РГО