25 апреля курсанты Детского морского центра города Костромы и активисты Молодежного клуба РГО Абакумов Кирилл и Груздев Егор отправятся в город Владивосток – морской форпост России на Дальнем Востоке. Под руководством опытного капитана прославленного учебного парусника "Паллада" Николая Зорченко костромичи станут участниками двухмесячного похода по морям Тихого океана.
Участие курсантов в учебном плавании стало возможным благодаря региональной общественной организации "Молодежная морская лига", членами которой является Детский морской центр. Накануне похода ребята прошли специализированное обучение по борьбе за живучесть судна, успешно сдали зачеты и получили морские документы.
Курсанты будут зачислены в рейс в качестве палубных практикантов. Им предстоит не только полностью освоить корабельное устройство и системы судна, правила эксплуатации судовых механизмов и технику безопасности при работе с ними. Основной задачей ребят станет работа с парусами и такелажем, участие в парусных авралах, несение различных вахт. Данная серьезная работа послужит основанием для выбора будущей профессии, а приобретенный жизненный опыт поможет осознать сложность и романтику морской профессии одновременно.
В год 210-летия со дня рождения одного из самых прославленных российских первооткрывателей и исследователей Дальнего Востока, члена Русского географического общества, адмирала Геннадия Ивановича Невельского курсанты станут участниками особой почетной миссии. В частности, 24 апреля в штаб-квартире Костромского областного отделения РГО им передадут капсулы с землей из усадьбы Дракино Солигаличского района Костромской области - места рождения адмирала Г.И. Невельского. Эти капсулы курсанты доставят во Владивосток, где в торжественной обстановке в штаб-квартире Приморского краевого отделения РГО вручат представителям Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского и командиру Большого десантного корабля «Адмирал Невельской».
Благодаря этой просветительской акции жители двух регионов не только воздадут дань памяти адмиралу, но и смогут объединиться великим общим делом по сохранению памяти о русских моряках.
Для справки:
Геннадий Иванович Невельской родился в усадьбе Дракино Солигаличского уезда Костромской губернии 23 ноября (5 декабря) 1813 года в семье потомственных моряков.
С детства мальчик грезил морями и знал, что пойдет по стопам своих предков. В шестнадцать лет он поступает в Санкт-Петербургский кадетский морской корпус, где директором был легендарный российский мореход Иван Федорович Крузенштерн. Еще будучи юным гардемарином, Геннадий Невельской любил подолгу стоять у огромной карты мира в штурманском классе, пристально изучая ее. Товарищи его как-то шутливо поинтересовались: что он там все время ищет? Невельской серьезно ответил: "Ищу "белые пятна". Только мы поздно родились. Нет их уже на карте. И, пожалуй, когда мы станем моряками, нам нечего будет открывать». Учился он с азартом, был одним из первых кадетов. За свою любознательность получил прозвище Архимед. В числе лучших десяти учеников продолжил обучение в Офицерском классе, предшествовавшем Морской академии, и завершил образование в чине лейтенанта в 1836 году.
По окончании обучения Невельской был назначен на эскадру адмирала Литке и плавал в течение десяти лет в Балтийском, Средиземноморском и Северном морях вокруг Скандинавии и в Африке. В 1845 году молодой энергичный офицер становится членом Императорского Русского географического общества, что давало ему возможность быть ближе к исследовательской деятельности, о которой он грезил. Тогда же родилось и окрепло решение Невельского разобраться в "амурских делах". Его волновали мысли об исследовании Дальневосточных окраин России, тогда мало известных и изученных. Особенно интересовали Невельского река Амур и Сахалин. В то время существовало официальное мнение, что Сахалин является полуостровом, устье реки Амур недоступно для плавания больших судов, а все территория контролируется китайским правительством, поэтому России эти земли не интересны.
Для реализации своих планов Невельской уступает другому офицеру назначение на престижный фрегат "Паллада", а его самого назначают в 1847 году командиром военного транспорта "Байкал". Этот транспорт должен был доставить припасы для сибирских портов в Петропавловск и остаться на службе в Охотске, поэтому Невельской тщательно готовит судно к плаванию на Дальний Восток. Геннадий Иванович оптимизировал схему приобретения и доставки сырья и оборудования, тем самым сократил сроки строительства транспорта на полтора месяца, что обеспечило ему ранний выход в плавание и в августе 1848 года "Байкал" отправился в направлении Сахалина. Перед этим он собрал команду корабля и сообщил, что, несмотря на запрет правительственных ведомств, желает найти устье реки Амур и проход между материком и островом Сахалин, пояснив все предстоящие трудности похода и взяв его последствия на себя. Невельской тщательно следил за здоровьем матросов, вся их одежда обязательно просушивалась, два раза в сутки люди получали горячий пунш. Экспедиция прошла успешно. Невельской сумел доказать, что Сахалин – остров, а река Амур судоходна и в ее устье могут заходить суда с осадкой до 4,5 метров. В этом мероприятии поддержку Невельскому оказал генерал-губернатор Восточной Сибири, граф Н.Н.Муравьев.
В 1850 году Невельской возвращается на Дальний Восток. Ему разрешают основать на берегу Охотского моря зимовье Петровское. Однако Невельской с небольшим отрядом отправляется на Амур, в устье которого он основал Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), подняв там российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями. В тоже время, в Санкт-Петербурге "Особый Комитет" счёл поступок Невельского дерзостью, достойной разжалования в матросы, о чём и было доложено императору Николаю I. Однако, выслушав доклад Н.Н. Муравьева, Николай I назвал поступок Невельского "молодецким, благородным и патриотическим", и даже наградил его орденом Св. Владимира 4-й степени, а на доклад Особого Комитета наложил знаменитую резолюцию: "Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен". После этого Невельской получает разрешение на организацию новой Амурской экспедиции 1850 – 1855 годов, которая за все пять лет стоила казне, включая и казенное довольствие, 64400 рублей.