В настоящее время усиливается роль туризма и краеведения в учебно-воспитательной работе в средней школе. Большими возможностями в реализации туристической работы располагает учебный предмет география. Уже само содержание дисциплины предлагает такие виды учебной деятельности как определение сторон горизонта, составление плана местности, изучение местных форм рельефа, особенностей водоемов и т.д.
Школьное географическое краеведение - составная часть школьного краеведения. Оно направлено на всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками (в учебное и внеурочное время) природы, природных богатств, населения и хозяйства местного края, т. е. изучение географии своей местности, или "малой географии". На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. Следовательно, развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся - краеведческий принцип в преподавании географии.
Туристско-краеведческие кружки и секции школе № 40 работают на базе школы совместно с центром детского и юношеского туризма и экскурсий города Брянска, а в школе № 13 – совместно с отделом туризма и краеведения Дворца детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина. Запись в кружок всех желающих учащихся проводится, начиная с 5-6 классов. Главным условием приема в кружок является активное участие в выполнении любой кружковой работы, обязательное посещение занятий кружка. В программу работы кружка входят темы, на которые отводится мало времени в программе преподавания географии. Так, в 6 классе это "План и карта", "Атмосфера", "Гидросфера", "Литосфера". В 8-9 классах - изучение географии Брянской области. И, конечно, во время занятий кружка проходит предварительная работа по организации походов.
Из других, более массовых форм организации краеведческой работы в школах практикуются краеведческие игры. Уже стало традиционным ежегодное участие наших школ в городских краеведческих конкурсах, таких как "Город древний, город юный", краеведческих олимпиадах.
Особое место занимают Дни здоровья, туристические слёты, учебно-тренировочные туристические полигоны которые проходят в форме соревнований по спортивному ориентированию. Они проводятся в Ковшовском лесничестве, на территории парка "Звёздный", на территории пришкольного участка.
|
|
Сущностью туристско-краеведческой работы, ее "главным звеном", тем зерном, без которого нет туризма, является поход. Туризм потому и является наиболее комплексным видом воспитания, что сочетается с краеведческой, экспедиционной работой по выполнению конкретного задания, связанного с поисками и исследованиями по географии, биологии и истории своего края.
Поход – это путешествие, а, как известно, любое путешествие приносит человеку новые впечатления от увиденного им. После подобных путешествий всегда есть о чем рассказывать, всегда остается много фотографий и море положительных эмоций. Любые путешествия – это познания, и для каждого - свои. Кто-то начинает понимать, что география - это не так скучно, как в школе за партой, кто-то начинает глубже интересоваться историческими фактами, кто-то узнает много нового о флоре и фауне.
В походах многому можно научиться, и приобрести много новых личностных качеств.
|
|
Туризм и краеведение - именно те виды деятельности, которые имеют интегративную основу и при разумной организации дают огромные образовательно-оздоровительные результаты. Уверены и взрослые, и дети, что почти любой туристский маршрут можно использовать для изучения географии, истории, биологии, экологии, математики, физики, химии, рисования, литературы, основ безопасности жизнедеятельности, физического воспитания и других школьных дисциплин.
Хорошо и правильно организованная туристско-краеведческая работа в школе помогает решить многие проблемы в воспитании подрастающего поколения России
Текст: Пермякова Г.А., учитель географии и Сорочкин Ю.Б., учитель ОБЖ