Зачем нырять рядом с полярным кругом?

Пока жители средней полосы России хандрят из-за осенней погоды в сентябре, есть в России такие места, где средняя температура июля +12, а солнце либо светит круглые сутки, либо не светит вообще на протяжении нескольких недель. Этим летом наши аквалангисты отправились в Мурманскую область в небольшую экспедицию и застали полярный день. Что движет людьми, которые едут нырять в северные моря и проводить лето неподалёку от полярного круга?

7425930b-9219-4486-b145-6dad3799df3a.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Баренцево и Белое моря богаты флорой и фауной и потому привлекли аквалангистов подводного исследовательского отряда Русского географического общества имени А.А. Леонова. Перед подводниками стояла задача – протестировать в солёной воде оборудование, в котором они в январе этого года на озере Изумрудном в Казани установили мировой рекорд пребывания подо льдом. Протестировать нужно было сухой костюм, а также аппарат замкнутого цикла – ребризёр, с которым ранее аквалангистам работать не приходилось.

Сухой костюм для дайвинга – это костюм для применения в особых условиях. Основной отличающей чертой сухих костюмов является герметичность.

Ребризёр – это дыхательный аппарат, в котором углекислый газ, выделяющийся в процессе дыхания, поглощается химическим составом, затем смесь обогащается кислородом и подаётся на вдох.

xhkgap802lc.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Для достоверной оценки работы ребризёра Алексей Полещук, аквалангист с большим опытом, руководитель региональной Подводной федерации Мурманской области и давний приятель казанских коллег, пригласил из Москвы инструктора, который специализируется на погружениях с этим аппаратом. Тестирование проводили на глубине до 50 метров, а по длительности погружения достигали часа. Ребризёр не подвёл, а сухой костюм не подвёл уже дважды – во время рекордного 10-часового погружения и теперь – в солёной морской воде. Благодаря ребризёру время пребывания под водой увеличивается, а там и до новых рекордов – рукой подать.

053f527f-77c6-45b0-8aab-fd291fa452c5.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

– Когда тестируешь новое оборудование, это всегда риск, тем более, если речь идёт о глубине в несколько десятков метров. Но всё прошло более чем удачно, команда и оборудование сработали отлично, – рассказывает руководитель экспедиции Дмитрий Шиллер.

– Всё, что было необходимо проверить и узнать, мы проверили и узнали. Всё сработало без перебоев, оборудование выполнило задачу, – делится один из участников экспедиции Игорь Артемьев.

 

upftckfgbeo.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Второй задачей аквалангисты поставили изучить состояние и активность подводной флоры и фауны Баренцева и Белого морей. Экспедиция с подобной задачей была два года назад. Тогда по просьбе Мурманского государственного университета аквалангисты изучали животный мир северных морей. В этот раз эта цель не была стратегически важной, а скорее, чтобы удовлетворить любопытство людей, которые приехали за несколько тысяч километров на север, в другой климатический пояс, кто-то – в первый раз.

– Увидеть кита, конечно, дорогого стоит! Но и в целом подводный мир всегда завораживает. В наших широтах он куда более скромный, а когда приезжаешь на море, всегда удивляешься разнообразию, – рассказывает о впечатлениях участник экспедиции Максим Астахов.

xhkgap802lc.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Во время погружений заметили, что в основном встречается мелкая живность, и достаточно редко. Но знакомые учёные объяснили, что в этот сезон более крупные представители подводной фауны, такие как крабы, опускаются на глубину 40–50 метров, потому что условия там наиболее комфортные для обитания. При входе в Белое море встретили китов. Точнее, увидеть удалось только плавник самого крупного современного животного, но даже это – редкость и большая удача.

Поездку запланировали быстро, но с датой выезда долго не могли определиться. По приезде в Мурманск разместились на корабле, на котором предстояло выйти в море. Предстояло дойти из порта Мурманска в порт Архангельска, но выход в море пришлось задержать на пару дней: ждали, когда судно будет готово к отправке, но сами время не теряли и готовили снаряжение.

           

70aad040-4c1a-438f-968c-3a19739ffe71.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Полярный день стоит того, чтобы увидеть его, но перенести его не так просто. При дневном свете мозг отказывается принимать, что на часах уже ночь. Уснуть сложно, но можно, но организму перестроиться на такой режим нелегко. Сутки для аквалангистов на семь дней экспедиции поделились не на привычные день и ночь, а на подготовку к погружениям, сами погружения и обсуждение погружений.

 Юлия Каазик