Загадка упавших на Урале самолётов

Место захоронения останков. Фото предоставлено Владом Дербышевым
Место захоронения останков. Фото предоставлено Владом Дербышевым

Историко-краеведческая комиссия Свердловского отделения Русского географического общества уже давно занимается поиском разбившихся самолетов на Урале. В ходе последних работ поисковиками было найдено семь разбившихся самолетов, а также имеются координаты еще нескольких. Большая часть самолетов относится к периоду Великой Отечественной войны. В музее экспедиций и путешествий РГО хранятся все образцы фрагментов найденных самолетов взятых для идентификации и проведения исследовательско-поисковых работ по установлению истории крушения.
Через Свердловскую область в период ВОВ проходила секретная авиатрасса АЛСИБ, по которой перегонялись самолеты, поставляемые в СССР в рамках программы военной помощи союзников "ленд-лиз".

grsjf-xi1vq.jpg

Секретная авиатрасса. Фото предоставлено Владом Дербышевым
Секретная авиатрасса. Фото предоставлено Владом Дербышевым

По данным, на Урале разбились пять американских самолетов - во всех из них находились советские пилоты, причем фамилия и место захоронения одного из них - капитана Фадеева - уже известны уральским поисковикам. По мнению руководителя Свердловской региональной общественной организации "Экстрим" Владимира Рыкшина, известная ныне авиатрасса АЛСИБ (Аляска - Сибирь) проходила над Свердловской областью с февраля 1943 года - воздушный путь пролегал от Фербенкса на Аляске, через Уэлькаль, Якутск, Красноярск, Свердловск и Казань до Москвы.
По словам Владимира Рыкшина, в живых остались свидетели, которые видели, как над урочищем Ястребок пролетали девять самолетов, после они слышали взрыв.

"Тогда эти люди были детьми. Они рассказывают, что через сутки к ним в деревню пришел радист с разбившегося самолета, а останки погибшего пилота были захоронены. Чуть позже на этом месте нашли обгоревшую руку с часами и орден Красной Звезды, который впоследствии изъяли сотрудники НКВД. Пока разыскать эту награду, к сожалению, не удалось - по номеру ордена можно было бы сразу установить его владельца", - отмечал Владимир Рыкшин.

Тем не менее, он практически был уверен, что в этом месте лежит летчик перегоночного полка капитан Фадеев, так как данные ЦАМО и свидетельства очевидцев сходятся географически.
В лесу, на хребте Коноваловский увал в Свердловской области, лежат обломки американского бомбардировщика А-20 "Бостон". Это место называют Острой Горкой, оно находится в 50 км от Екатеринбурга.
Место крушения самолёта расположено на территории Нижнесергинского района Свердловской области, но почти на границе с Ревдинским районом. Не так далеко отсюда расположена популярная среди туристов гора Шунут.

me6rh0tiuey.jpg

Часть фюзеляжа. Фото предоставлено Владом Дербышевым
Часть фюзеляжа. Фото предоставлено Владом Дербышевым

Обломки самолёта нашли поисковики под руководством исследователя Владимира Рыкшина в мае 2012 года. Среди находок была часть фюзеляжа с надписью "Made in USA". При осмотре обломков выяснилось, что они принадлежат двухмоторному американскому бомбардировщику А-20 "Бостон".
Местный охотовед рассказал поисковикам, что в 1944 году обломки самолёта нашёл охотник из посёлка Краснояр. По его словам, рядом с обломками лежал труп одного из лётчиков, рядом с которым находились разложенный перочинный ножик и не раскрытая банка тушёнки.
В архиве Управления ФСБ по Свердловской области исследователи нашли сообщение, датированное октябрём 1950 года. В нём говорилось, что в 43 км от города Ревды охотником Рыжанковым был обнаружен разбившийся самолет:

"…Выехавшими на место падения самолёта оперработниками Министерства Государственной Безопасности (МГБ) было установлено, что действительно в районе Нижнесергинской лесной дачи находится разбившийся двухмоторный самолёт, детали которого были разбросаны в радиусе 100-120 м от места падения. Самолёт имел на вооружении пять пулемётов, на одном из его моторов были видны номер и надпись на иностранном языке. Рядом с самолётом находились останки трёх человек. По ним удалось определить, что один из членов экипажа был одет в кожаную куртку, а на другом была шинель. Здесь же были найдены погон старшего сержанта и полевая сумка с документами. Имевшиеся в ней бумаги истлели, поэтому прочитать их не удалось. На месте гибели самолёта были обнаружены также обложки двух партийных билетов с надписью "Черниговский областной комитет ВКП(б)У", кобура от пистолета и обойма к нему…".

Обломки самолёта неоднократно находили, но останки погибших членов экипажа никто так и не захоронил. При этом пропала часть вещей лётчиков – личное оружие, документы, парашюты.
Поисковики прочесали эту территорию с металлоискателями. Обломки лежали в лесу на участке шириной не более 50 м и длиной до 100 м.
В самом начале полосы падения самолёта исследователи нашли подвесные баки для авиационного топлива. На этом месте были следы горения на 20-30 см вглубь земли. Баки либо срезало при первом касании самолёта о деревья, либо пилот успел их сбросить, чтобы избежать взрыва топлива при столкновении с землёй. На месте расположения основных обломков самолёта следов горения не было.
При обследовании места под слоем почвы от 5 до 15 см поисковики нашли останки трёх членов экипажа. Останки двух из них были растянуты в полосе падения самолета. Помимо костных останков, попались фрагменты лётной амуниции и некоторые личные вещи (фонарик, монеты, цепочка от карманных часов, зубная щётка и т.д.).
В память о погибших лётчиках здесь поставили деревянный православный крест.
Бомбардировщиков Дуглас А-20 (английское название "Бостон"), один из которых разбился на Коноваловском увале, в СССР попала 2771 единица. Их поставляли через Аляску и Иран. Это был самый распространённый в советской авиации иностранный бомбардировщик (интересно, что в СССР их оказалось даже больше, чем в армии США).
Американские самолёты А-20 заслужили хорошую репутацию у советских лётчиков. Их кабины были просторными и отапливались, лётчик и штурман имели хороший обзор. Самолёты обладали хорошими лётными качествами, были оснащены современными для того времени навигационными приборами.
Подводило только вооружение. Штатные пулемёты калибра 7,7 мм не обеспечивали надёжной защиты от огня истребителей противника. В итоге вооружение заменили на отечественные крупнокалиберные пулемёты, а также поменяли бомбодержатели.
Бомбардировщики А-20 использовались до самого окончания Великой Отечественной войны. Они участвовали во всех крупных операциях завершающего периода войны. Затем часть машин вернули американцам или уничтожили под их контролем в 1946-47 годах, но не все. Эти самолёты ещё долго служили в морской авиации. Примечательно, что на вооружении в СССР эти самолёты использовались дольше, чем в США и Великобритании.
Работая с архивными документами, поисковики смогли выяснить, когда этот самолёт потерпел крушение и кто был на его борту. 13 сентября 1943 года самолёт А-20 вылетел из Свердловска в Казань для разведки погоды. Экипаж относился к 453-му бомбардировочному авиаполку.
На борту было три члена экипажа:

• командир звена, лейтенант Илья Борисович Чупаков, 1911 г.р., уроженец села Малая Орловка Ростовской области;
• штурман звена, старший лейтенант Василий Филиппович Чабанюк, 1920 г.р., уроженец села Кустовка Каменец-Подольской области УССР;
• воздушный стрелок-радист, сержант Никита Андреевич Карачун, 1919 г.р., уроженец села Ярославка Каменец-Подольской области УССР.

Самому младшему из них было 24 года, а самому старшему – 32. Причина крушения самолёта точно не известна. Может быть, это произошло из-за сложных метеоусловий и плохой видимости (самолёт мог задеть кроны деревьев на горе из-за тумана). А, может быть, заклинило двигатель. На месте поисковики нашли шатун двигателя со сломом, что и подтолкнуло исследователей ко второй версии.
Во время первой экспедиции Владимира Рыкшина поисковикам попадались останки лётчиков. Их собрали и захоронили на месте, поставив тут крест. Повторная экспедиция летом того же года обнаружила ещё некоторые останки. Их с почестями захоронили в июне 2013 года на Широкореченском кладбище в городе Екатеринбурге недалеко от памятника Неизвестному солдату, спустя 70 лет после катастрофы.
Поисковики выяснили, что в тот же день, 13 сентября 1943 года, на том же маршруте Свердловск – Казань разбился ещё один самолёт А-20, которым командовал старший лейтенант Василий Дмитриевич Захаров. Однако так и не ясно, где именно разбился второй самолёт.

Загадки крушений самолетов становятся важной причиной для продолжения экспедиций, посвященным упавшим самолетам, поэтому продолжение следует.


Текст и фото: Влад Дербышев