В погоню за утраченным временем расцвета Костромского кремля, который начал отстраиваться после городского пожара в 1416 году, отправились этим летом сотрудники Костромской археологической экспедиции и члены областного отделения Русского географического общества.
Об итогах исследований писать пока рано, но о некоторых находках стоит рассказать уже сейчас. Внимание исследователей привлек невзрачный с виду, позеленелый и местами погнутый гребешок, который был изготовлен из прямоугольной медной пластины. Спинка гребня прямая. В центре сделано отверстие, которое, вероятно, было предназначено для того, чтобы гребешок можно было подвесить к поясу или на другой элемент костюма. По бокам сделаны два выреза сходного с центральным отверстием диаметра, которые образовали выступы, похожие на очень условно изображенные головки фигур, обращенные в разные стороны. Ряд тонких частых зубьев, сохранившихся только отчасти, расположен с нижней стороны. Такие гребни принято называть однорядными. Украшением изделия служат многочисленные тисненые окружности с точкой в середине и зигзагообразные линии, которые называются еще «шагающей гребенкой». Орнамент в виде окружностей зовется циркульным или солярным и чаще всего интерпретируется как изображения небесных светил.
Сопоставление с огромным массивом коньковых гребней, бытующих в среде финно-угорского населения с раннего средневековья, позволяет в стилизованных фигурах по сторонам спинки гребня увидеть разнонаправленные конские головы и причислить найденный в Костроме гребень к этой группе. Но ни по материалу, из которого гребень был изготовлен, ни по форме гребня, аналогий в средневековых древностях найти не удалось. Значит, предмет имеет более позднее происхождение?
Когда археологи попытались найти схожие изделия в материалах археологических исследований других регионов, их ожидал интересный факт. Все известные на настоящий момент немногочисленные аналогии данному предмету происходят из очень отдаленных от Костромской земли мест, с территории Западной Сибири. В Европейской России подобные гребни до сего времени были не известны, если не считать выложенные в сети, не имеющие конкретной привязки к памятнику, находки любителей приборного поиска и один гребень, найденный в Твери в слое XIV–XVI вв., который несколько отличается по форме.
Теперь, о наиболее близких костромской находке предметах.
Один из таких, практически близнец костромскому гребню, происходит из расположенного на территории Томского Приобья Козюлинского курганного могильника, датированного XVI–XVII вв.
Бронзовый гребень был найден в одном из детских погребений среди обилия других вещей. Вместе с гребнем были найдены серьги, бронзовые пуговицы, бронзовый колокольчик с железным язычком, бисер, бронзовые колечки, оловянные пластинки, серебряная монета.
Гребень, известный из раскопок городища Частухинский Урий в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области – месте проживания юганских хантов, несколько другой. В спинке гребня сделан округлый выступ, который как-бы подчеркивает шеи конских голов. С костромской находкой его сближает циркульная орнаментация и оформление шагающей гребенкой. Схожий с ним, уже упомянутый ранее гребень, найденный в Твери, и происходящий из средневекового городища Искер, которое в XVI в. являлось столицей Сибирского ханства.
Одна находка медного гребня очень похожего на костромской происходит с территории легендарной Мангазеи – первого русского заполярного города в Сибири, который просуществовал с 1601 по 1671 год. Место, где располагался город, находится в Западно-Сибирской низменности, около 180 км вверх по течению реки Таз, к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан. За время своего недолгого существования город успел стать важным торговым и ремесленным центром, богатейшим местом Сибири, чем заслужить прозвание "златокипящая".
Каким образом такая форма гребней появилась в Западной Сибири? Вероятно, как считают исследователи, вместе с русским населением. В XVI–XVII в., во время активного открытия и освоения земель за Уралом, эти изделия могли быть в числе личных вещей русских землепроходцев, купцов и ремесленников. Кроме того, они могли служить предметом торговли с местными племенами, для которых сюжет с парными конскими головами и солярной символикой мог иметь культурное и ритуальное значение. Не зря гребешки попадали в состав инвентаря в погребениях коренных сибирских жителей.
Костромская находка, пожалуй, вызывает больше вопросов, чем ответов. Принадлежал ли найденный гребешок кому-то из костромичей второй половины XVI–XVII в., уже сходившему в далекие сибирские земли, или купцу, только готовящемуся к путешествию за "Большой Камень"? А может в Костроме, которая оправившись после трагических потрясений смутного времени, в XVII веке переживала расцвет торговой и ремесленной деятельности и была третьим ремесленным городом Русского государства после Москвы и Ярославля, эти гребешки и делали, а потом везли их в самые отдаленные земли?
Пока мы утвердительно не можем ответить на этот вопрос, но ведь если верить поэту, странные сближения все-таки бывают, и, как иногда говорят археологи: "Вскрытие покажет…".
По материалам Костромской археологической экспедиции