Загадочные глобусы Блау: что можно увидеть, если долго их рассматривать

Фото: Алексей Михайлов
Фото: Алексей Михайлов

Консервация, рентгеновские снимки, подробная фотофиксация каждого этапа – с продолжительного "лечения" в Государственный исторический музей возвращаются земной и небесный глобусы Блау. Реставрация проходила силами специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Чем уникальны эти экспонаты и как далеко могла завести бывалого путешественника дорога, проложенная по глобусам XVII века?

Инь и янь европейской картографии

Когда-то земной и небесный глобусы были неразлучны. В своих кабинетах их ставили государственные деятели и купцы, учёные и пройдохи, желающие выглядеть компетентно. Но, поскольку инстаграма в XVII веке не существовало, отдуваться приходилось живописцам, изображающим заказчиков на фоне книг и глобусов. Больше всего таких картин у мастеров фламандской школы, например, Яна Вермеера или Яна Брейгеля.

bez_nazvaniya_1.jpg

Ян Брейгель Старший. Аллегория слуха.
Ян Брейгель Старший. Аллегория слуха.

- В Европе время глобусов Блау – 1640-е, – рассказывает старший научный сотрудник отдела письменных источников Государственного исторического музея Владимир Булатов. – Глобусы подчёркивали, что человек не просто богат и влиятелен, не просто купец, который следит, куда там поплыли его корабли, но он ещё и очень образован, понимает, что Земля шарообразная, вращается вокруг Солнца, как ходят звёзды, может поддержать разговор про астрологию. Эти глобусы, действительно, стоили дорого. Мы видим на картинах того времени небесные и земные сферы частью интерьера каких-то важных господ, послов.

mos_2747.jpg

Фото: Алексей Михайлов
Фото: Алексей Михайлов

Небесный глобус показывал созвездия, земной – известные континенты и острова. Их мастерили весь XVII век. Известны глобусы итальянца Винценцо Коронелли, фламандца Йодокуса Хондиуса. Но именно глобусы голландской картографической фирмы Блау пользовались большой популярностью и получили широкое распространение в Европе. Они были не только очень красивыми, но и самыми точными.

800px-willem_jansz_blaeu_1571-1638_attributed_to_thomas_de_keyser.jpg

Виллем Блау. Изображение wikipedia.org
Виллем Блау. Изображение wikipedia.org

- Картографы фирмы Блау по совместительству были картографами Ост-Индской компании. Этот статус давал доступ к секретной информации, которую торговая корпорация скрывала от своих конкурентов. Все новые знания о материках, островах и течениях картографы Блау получали первыми и переносили на свои карты, – делится наблюдением Владимир Булатов.Например, земной глобус Блау – первый, на котором показаны части побережья Австралии, открытые Тасманом, ещё не вся Австралия, но хотя бы её часть рассматривается.

hans_holbein_the_younger_-_the_ambassadors.jpg

Французские послы. Художник Ганс Гольбейн
Французские послы. Художник Ганс Гольбейн

Первую пару глобусов диаметром 68 см Виллем Блау изготовил в 1616 году. Сферы пришлись по душе заказчику, и картограф поставил дело на поток. Позднее это высокое ремесло кормило и его сына – Йохана Блау.  

Глобусы Блау хранятся почти во всех крупнейших музейных хранилищах. В России уникальной парой обладает только Государственный исторический музей. В 20-е годы ХХ века Государственный исторический музей приобрёл глобусы у династии немецких инженеров Айшпор. В Главной инвентарной книге сохранилась запись о том, что экспонаты обошлись в 25 рублей. Много это или мало? В 1927 году это составляло половину зарплаты учителя начальных классов. На 25 рублей можно было купить 50 метров ситца, ящик махорки или 26 килограммов колбасы. Вероятнее всего, с семейной реликвией инженеры расстались по большой нужде.

mos_2757.jpg

Земной глобус Блау. Фото предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея
Земной глобус Блау. Фото предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея

Загадочная Россия земного глобуса

В Московии представительств Ост-Индской компании не было, купцы заходить вглубь страны не имели никакой возможности, поэтому на земном глобусе Блау мы видим европейские представления о ней. Они не были голословными, некоторые русские карты, несмотря на запреты государя, всё-таки попадали в руки иностранцев. Правда, особой пользы европейские  картографы в них не видели. Всё дело в особом взгляде русских на пространство.

k2godun.jpg

Карта Фёдора Годунова, изданная Герритсом в Амстердаме. Источник: сайт Российской Государственной Библиотеки.
Карта Фёдора Годунова, изданная Герритсом в Амстердаме. Источник: сайт Российской Государственной Библиотеки.

На территории Государства Российского существовала автономная картографическая школа. Русские карты не имели единого масштаба и строгой математической проекции, а изображались на этих картах в основном транспортные пути.

- По нашему современному определению их, наверное, точнее было бы назвать схемами. Что было между этими транспортными путями – из содержимого карты непонятно. Аналогом её, чтобы мы могли лучше представить, – схема метро, – поясняет Владимир Булатов. – По схеме метро можно вполне куда-то доехать, но если мы должны пойти пешком от одной станции на другую, сделать это будет крайне затруднительно. С точки зрения европейских картографов, это были вообще не карты, а ерунда какая-то. На самом деле там содержалось много важной информации. Без масштаба трудно понять, сколько времени ехать из одного места в другое, но на русских картах часто писали: "три дня хода", уточняли "два дня хода налегке, три с обозом" и так далее.

Известно, что ещё Иван Грозный приказал сделать "Большой чертёж". По мнению историка, такая схема была необходима для понимания, каким трактом пойдут противники и как располагать собственное войско.

Некоторые иностранцы умели читать русские карты и добывали их путём подкупа и полезных знакомств.

- Особую активность проявил еврей Исаак Масса, торговый агент амстердамских купцов, – рассказывает Владимир Булатов. – Он создал неплохие карты, но какие? На них вполне достоверно была показана северная часть России: путь до Архангельска, из Архангельска по Северной Двине и так далее. Но, поскольку никакие голландские купцы никогда не бывали к югу от Москвы, на тех территориях, которые были подвержены постоянным набегам, где постоянно крымские татары уводили людей в рабство, то всё, что рисовалось южнее Оки – было совершенно фантастическим. И в таком виде по Европе распространялись сведения о России.

800px-frans_hals_031.jpg

Исаак Масса. Портрет работы Франса Халса
Исаак Масса. Портрет работы Франса Халса

Незначительное влияние на изображение России на европейских картах имели описания путешественников и иностранцев при царском дворе. Так, своими трудами о России, её географии, истории, внутреннему устройству прославился барон Сигизмунд фон Герберштейн, бывший дипломатом Священной Римской империи. Он владел русским и дважды по девять месяцев находился в России с дипломатической миссией. Сочинение Герберштейна "Записки о Московии" ещё при жизни автора выдержало пять изданий и было переведено на итальянский и немецкий языки.

dsc_5288.jpg

Фото: Алексей Михайлов
Фото: Алексей Михайлов

- Довольно много было разных источников, которые картографы комбинировали и пытались что-то изобразить, – резюмирует историк. – Удивительно, но они не забывали и античные источники. Так, долгое время на территории Руси оказывались Рифейские горы, иногда даже одновременно с Уралом. Иногда так просматривался и Урал, более-менее, меридионального направления, и одновременно Рифейские горы в широтном.

В общем, путешествовать по Государству Российскому, не зная языка, и с такой картой на руках было крайне рискованно.

Небо наизнанку

Для современного человека это странно, но первые придуманные и изготовленные глобусы были… небесными. Древние греки их изобретение приписывают кентавру Хирону. Он даже подарил небесный глобус аргонавтам и объяснил штурману Навплию, как им пользоваться.

constellation-3596293_960_720.jpg

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Первую сферу, вероятно, греки сконструировали в VI до н.э. Его авторами могли быть Анаксимандр Милетский или Фалес Милетский.

В широком понимании – это шар с нанесённой на него сеткой экваториальных координат, эклиптикой и яркими звёздами. Небесный глобус является изображением небесной сферы и служит для приближённого решения задач сферической астрономии, связанных с суточным и годичным движениями Земли. Так, небесный глобус позволяет определять горизонтальные координаты светил для любого момента времени и любой точки земной поверхности. Небесные глобусы использовались в навигации, но сейчас они утратили своё значение.

kartiny-yana-vermeera_34.jpg

Астроном. Художник: Ян Вермеер
Астроном. Художник: Ян Вермеер

Особенно интересно расположение небесных глобусов: созвездия были как бы наизнанку по отношению к человеку.

- Когда делается глобус, а он делается так, что мы смотрим на эту сферу неподвижных звёзд снаружи. В реальности Земля ‒ внутри этого глобуса. И в реальности мы смотрим как бы изнутри на эти звёзды. А сейчас мы с вами снаружи, мы ‒ вне Земли, вне неба и смотрим на этот космос со стороны, ‒ говорит Владимир Булатов.

Любопытно

Сиракузский ученый, инженер и конструктор Архимед, живший в III веке до н.э., спроектировал и изготовил небесный глобус, вызывавший изумление несколько веков, пока не был утерян.

Известно, что кроме небесной сферы глобус включал в себя механизм, позволявший управлять движением Солнца, Луны и пяти известных планет среди созвездий. По крайней мере, периоды обращения Солнца и Луны механически синхронизировались, а Луна меняла фазы.

С разрушением Римской империи европейская наука впала в кому. О глобусах забыли, астрономическое знание утратили. Центр научной культуры сместился на Ближний Восток. В Европу небесный глобус и арабские цифры вернулись только на рубеже Х века заботами Герберта Орильякского, будущего "папы-чернокнижника" Сильвестра II, а тогда простого монаха при епископе Ато. И только в эпоху Возрождения знания о мире восстановили и приумножили. Картография вновь стала и областью науки, и искусством.

2254.jpg

Визит эрцгерцогов Альбрехта и Изабеллы в галерею коллекционера. Художник: Ян Брейгель Старший
Визит эрцгерцогов Альбрехта и Изабеллы в галерею коллекционера. Художник: Ян Брейгель Старший

С того времени астрономы вооружились сверхмощными телескопами, в космос отправились летающие аппараты, и вся наука изменилась до неузнаваемости. Но эксперты уверены: небесный глобус Блау и сейчас актуален как источник знаний об окружающем мире.

- Наблюдательная астрономия практически не изменилась. Да, где-то, например, в Китае, созвездия выглядели совершенно иначе. Но, если брать в расчёт европейскую традицию, то сравнивая современный глобус с глобусом Блау, мы не найдём каких-то кардинальных элементов. Ну, разве что глобус XVII века был гораздо красивей, – рассказывает Владимир Булатов.

Появление книгопечатания перечеркнуло создание небесных и земных сфер как искусство. Технология стала проще, глобусы – доступнее. Раньше основу сферы делали в виде литого металлического шара, медного или бронзового, на котором гравировались созвездия и звёзды, и это всё требовало опыта, было трудоёмко и дорогостояще. Изобретение печати позволило делать сферы деревянными и наклеивать на них отпечатанные листы-карты.

Возвращение реликвии

Мифические животные извиваются на сфере, цветы и растения сплетаются в замысловатый орнамент. В прежние времена люди не терпели белых мест на картах, оттого и были глобусы не столько навигаторами, сколько предметами роскоши.

- Реставрация земного глобуса была необычайно сложной, – рассказывает Владимир Булатов. – Она началась в 1986 году, но состояние экспоната было настолько тяжёлым, что более 30 лет он оставался законсервирован. Благодаря поддержке спонсоров, в центре Грабаря провели ювелирную работу: реставраторы исправили сферу, на которую наклеивалась бумага в виде секторов, и восстановили снятые ранее бумажные сегменты с картографическим изображением. Надо было удалить поверхностные загрязнения.

mos_2736.jpg

Элемент глобуса Блау. Фото пресс-служба Государственного исторического музея
Элемент глобуса Блау. Фото пресс-служба Государственного исторического музея

Перед реставраторами стояла непростая задача: надо было восстановить все элементы глобуса, цвета, дерево и сохранить его аутентичность. Самое сложное – расположение бумажных сегментов на сфере: реставраторы использовали метод самой мастерской Блау: части увлажняли специальным раствором, а затем соединили их на глобусе.

Небесный глобус на короткое время вернулся в музей после первого этапа реставрации. К первоначальному виду его возвращают так же в центре Грабаря. По планам работы завершатся к концу 2021 года.

dsc_5317.jpg

Фото: Алексей Михайлов
Фото: Алексей Михайлов

Пока руководство Государственного исторического музея до конца не решило, в каком виде будет экспонировать глобусы Блау.

- Это будет зависеть от решения реставрационного совета. Нам нужно будет очень серьёзно посмотреть его нынешнее состояние на его уязвимость к пыли, к свету, ко всем внешним воздействиям, которым он может подвергаться, – говорит Владимир Булатов. – Если он будет устойчив, и мы сумеем создать для него комфортные условия, он займёт своё место в постоянной экспозиции, где эти глобусы и находились до реставрации. Но если мы решим, что для них это будет опасно, то нам придётся ограничиться временными выставками.

kartiny-yana-vermeera_29.jpg

Географ. Художник: Ян Вермеер
Географ. Художник: Ян Вермеер

Однако глобусы Блау – малая часть экспонатов Государственного исторического музея, требующих восстановления. Например, своей очереди ждёт уникальная коллекция русских рукописных карт XVIII века. Некоторые из них попали в запасники ещё во время революции или в составе других коллекций.

- Мы имеем коллекцию не хуже, чем в военно-морском архиве, – с гордостью говорит историк. – У нас самые разные карты – морские, городов, лесов, жилые планы, всевозможные  рукописные атласы. Настоящая сокровищница! Очень хочется, чтобы меценаты обратили на неё внимание.

 

Наталья Мозилова