Заглянуть за край России. Часть 5

Заглянуть за край России. Часть 5 Заглянуть за край России. Часть 5

Владивосток — один из редких городов России, в описании которого практически к любому слову можно смело добавлять приставку "самый". За свой недолгий век этот имперский форпост познал немало побед и поражений. Однако туристов со всей страны, и даже дальше, влечёт сюда его особая сингулярность: Владивосток — это город, где кончается земля и начинается океан. 

Коллекция маршрутов "Путешествий с РГО" пополнилась увлекательными авторскими турами на яхтах по Приморскому краю. Эксперт "Путешествий с РГО" при поддержке туроператора "32 румба" отправился на паруснике по Японскому морю и привёз с собой дневник морского путешественника.

 

Помимо выставки техники, на территории парка

Помимо выставки техники, на территории парка "Патриот" есть конно-спортивный комплекс, зона для пейнтбола, технодром и стрелковый тир. Фото: Юлия Гопиус

День 8. Наследие неслучившейся войны 

— Вы были в Севастополе на береговых батареях? — озадачил нас капитан с самого утра.

— Да, но не на всех. Самая мощная, 30-я, кажется, закрыта для посещения.

— Сегодня увидите! Не севастопольскую, конечно, нашу, Ворошиловскую — аналогичных ей, кроме крымской, больше нет. Батарея интересна тем, что состоит из двух 305-мм пушек, снятых с линкоров в 30-е годы.

Мы пришвартовались у причала марины острова Русский, в бухте Новик. Здесь нас должна была встретить машина, однако перед самым выездом что-то сломалось. Попытки вызвать такси в течение пары часов так и не увенчались успехом: по какой-то причине водители отказывались брать наш заказ. Позже мы поняли почему: вдоль острова проложена единственная хорошая дорога, с которой во все стороны сворачивали свежеукатанные грейдеры — таксист за такой оффроуд не возьмётся. Но нам повезло: трансфер удалось отремонтировать — наше путешествие по Русскому началось. 

Порталы порохового погреба соединены подъездами железной дороги. Фото: Юлия Гопиус

Порталы порохового погреба соединены подъездами железной дороги. Фото: Юлия Гопиус

По дороге к трассе нас встретили необычного вида каменные постройки, соединённые узкоколейкой, поросшей травой. 

— Это выходы порохового погреба. Часть Южного отдела Владивостокской крепости. 

— А что, у вас и крепость есть?

— Так город изначально и создавался с целью обороны дальневосточных территорий Российской империи.

Оригинальное устройство погреба, вырубленного в толще горы, состоит из четырёх бетонных порталов с искусной системой вентиляции и сквозными галереями перед проёмами казематов. Благодаря этому внутри погреба всегда было сухо, а боезапасы были надежно защищены от детонации в случае взрывов соседних погребов. 

Вид из галереи одного из казематов. Фото: Юлия Гопиус

Вид из галереи одного из казематов. Фото: Юлия Гопиус

Рядом на острове, вдоль всей линии берега, были установлены форты, противодесантные капониры и сухопутные батареи Южного отдела. Северные укрепления находились напротив, на полуострове Муравьёва-Амурского — материковой части Владивостока. 

Крепость на этих землях появилась ещё в XIX веке, для защиты от угроз английского флота во времена Русско-турецкой войны и наступления китайских войск с берега. Тогда была возведена первая линия обороны, готовая к одновременному удару противника и со стороны суши, и с моря. И в 1889 году Владивосток официально был объявлен крепостью.

Снаряды, выпущенные из пушки, перелетают сопки. За ними — залив Петра Великого. Фото: Юлия Гопиус

Снаряды, выпущенные из пушки, перелетают сопки. За ними — залив Петра Великого. Фото: Юлия Гопиус

После неудач в Русско-японской войне, когда из-за недостаточной дальности огня пушки с берега так и не смогли достать до эскадры противника, и последующего обострения напряжённых ситуаций в регионе решено было заметно усилить линию берегового фронта. Тогда же занялись всерьёз перестройкой крепости и возведением главной линии обороны города. К началу Первой мировой было создано 16 фортов и 50 береговых батарей, в казармах разместился 60-тысячный гарнизон. Владивосток превратился в одну из самых мощных приморских крепостей в мире. Однако просуществовала она недолго: город так ни разу и не был атакован флотом противника, и в 1923 году крепость прекратила своё существование. 

Вид на башню Ворошиловской батареи. На переднем плане — запасные стволы для пушек. Фото: Юлия Гопиус

Вид на башню Ворошиловской батареи. На переднем плане — запасные стволы для пушек. Фото: Юлия Гопиус

На юго-восточной оконечности острова Русский между двумя сопками разместился парк военной техники "Патриот", часть экспозиции которого — знаменитая Ворошиловская батарея № 981. Точнее, парк со всей техникой возник намного позже, вокруг самой батареи, появившейся здесь в 1934 году вместе с остальными укреплениями морской линии обороны на островах вдоль Амурского и Уссурийского заливов. Крепость была расформирована, однако угроза нападения вновь появилась. Недостатки имеющегося вооружения решено было заменить комплексом из двух башен на три ствола, взятых с линкора "Полтава". Место дислокации было подобрано так, что с моря батарею не было видно. Пушки калибра 305 мм с дальнобойными снарядами стреляли на 34 км при скорости полтора выстрела в минуту из одного орудия (а всего их шесть!), перекрывая тем самым весь залив Петра Великого. 

Последний учебный выстрел батареи был произведён в октябре 1991 года. Фото: Юлия Гопиус

Последний учебный выстрел батареи был произведён в октябре 1991 года. Фото: Юлия Гопиус

Башни установлены на расстоянии 200 м друг от друга и соединены подземным переходом на глубине 25 м. Бетонные укрепления блоков позволяли выдерживать попадания любых снарядов японского флота. В подземной части комплекса в три этажа размещался личный состав и складские помещения для снарядов. Главный командный пункт располагался на возвышении, в полутора километрах от батареи. 

Подготовка и установка Ворошиловской батареи заняла больше двух лет, но войны так и не случилось. Стреляли только в испытательных и учебных целях. Однако свою роль в предотвращении попыток нападения она успешно выполнила. 

В глубь парка "Патриот", построенного на манер одноимённого подмосковного проекта, уходит ещё одна экспозиция — реконструкция Партизанской деревни. 

Каждый год, 9 мая, в парке проводятся тематические праздники. Фото: Юлия Гопиус

Каждый год, 9 мая, в парке проводятся тематические праздники. Фото: Юлия Гопиус

— Во Владивостоке разве партизаны были?

— Они были везде, — отшучивается экскурсовод. — Но у нас здесь скорее собирательный образ быта Второй мировой.

Среди ветвистых монгольских дубов укрылись блиндажи, полевая кухня, баня, склады боеприпасов и командный пункт с патриотической экспозицией. 

Полевая кухня. Фото: Юлия Гопиус

Полевая кухня. Фото: Юлия Гопиус

За свою историю остров Русский по большей части был оплотом боевых частей и учебной базой всего российского военно-морского флота, о чём свидетельствуют сохранившиеся постройки тех лет и общий дух нетленных армейских посёлков, из которых постепенно уходит жизнь. Среди новых открытий острова — похожий на раковину двустворчатого моллюска Приморский океанариум: подводный туннель, аквариум с обитателями Охотского и Японского морей и Приамурья, шоу дельфинов. 

По обочинам разбитых дорог, окаймлённых изогнутыми — словно заколдованными — стволами деревьев, виднелись следы бурелома, щедро присыпанного слоями пыли.

Вид на Владивосток и Амурский залив с острова Русский. Фото: Юлия Гопиус

Вид на Владивосток и Амурский залив с острова Русский. Фото: Юлия Гопиус

— У вас тут как будто после урагана.

— Да, это с прошлого года осталось, — ответил водитель. — Последствия ледяного шторма, который нас накрыл в конце ноября. Весь город тогда без света остался, а многие — ещё и без отопления. Русский мост закрыли, люди как в блокаду попали. Деревьев сломало много, вот, до сих пор восстанавливают.

У подножия сопки, на берегу бухты, расположился небольшой посёлок. Фото: Юлия Гопиус

У подножия сопки, на берегу бухты, расположился небольшой посёлок. Фото: Юлия Гопиус

Мы добрались до вершины сопки близ мыса Старицкого, откуда открывался панорамный вид на Амурский залив и тонкую полоску города на горизонте. Внизу виднелся остров Уши, с которого мы начали своё путешествие в первый день, — там, где "живёт" слон. В долине из густой травы вырастали старые трубы заброшенного кирпичного завода. Да и весь остров по большей части производил впечатление покинутого, отданного на произвол силам природы. 

По возвращении на яхту нас ждал прощальный подарок капитана — заполненное доверху ведро устриц. 

— Весь секрет в том, чтобы тонким лезвием ножа поддеть в нужном месте край раковины и разрезать мышцу, скрепляющую створки, — вещал он, ловко орудуя ножом. 

Бросив якорь около знакомых Ушей, мы погрузились в свою последнюю ночь в Японском море.

 

У маяка Токаревского местные жители, несмотря на сильное течение, облюбовали пляж. Фото: Юлия Гопиус

У маяка Токаревского местные жители, несмотря на сильное течение, облюбовали пляж. Фото: Юлия Гопиус

День 9. На берегу океана

Пролив Босфор-Восточный встречал нас пасмурной погодой. На контрасте с залитыми солнцем островами береговая линия города казалась суровой и неприветливой. На горизонте, перекинув массивные ноги через гладь тёмной воды, показался Русский мост. Острые пики конструкторской находки врезались в серое небо, словно посылая ему невидимые разряды тока, отчего пейзаж вокруг казался сошедшим с полотен Рериха. Чернеющие носы гружёных баржей выныривали из-под пролёта и скрывались в недрах соседних гаваней. 

Русский — самый длинный в мире вантовый мост. Фото: Юлия Гопиус

Русский — самый длинный в мире вантовый мост. Фото: Юлия Гопиус

Мимо проплывали маленькие лодочки учеников навигацкой школы. К борту на моторном катере подошёл наставник, попросил закурить и тут же затерялся среди десятков белых парусов. 

— Вы здесь все друг друга знаете? — спросили мы капитана.

— Конечно. Море большое, а людей в нём гораздо меньше. 

По правую руку стройными рядами высились корпуса Дальневосточного университета. Слева в туманной дымке виднелись огни морского порта, укрытого в бухте Золотой Рог. 

Кошка Токаревского удаляется от берега на 700 метров, во время приливов практически полностью уходит под воду. Фото: Юлия Гопиус

Кошка Токаревского удаляется от берега на 700 метров, во время приливов практически полностью уходит под воду. Фото: Юлия Гопиус

— Видите невдалеке маяк стоит? 

— Прямо в море? Или там остров небольшой?

— Нет, на кошке — моряки так называют песчаные отмели, расположенные вдоль берега. А маяк на краю этой косы стал символичной точкой. С одной стороны, здесь кончается Россия, её материковая часть, с другой — начинается Тихий океан. А ещё, как это ни печально, здесь завершается и наше небольшое приключение. 

С воды Владивосток выглядит как современный мегаполис. Фото: Юлия Гопиус

С воды Владивосток выглядит как современный мегаполис. Фото: Юлия Гопиус

Конечно, здесь Россия не заканчивается — несколько десятков километров на юг, вдоль границы с Китаем, и тысячи километров на север и восток, до мыса Дежнёва на Чукотке. Однако эта узкая полоска земли тоже имеет право называться краем России, пусть и не с точки зрения географии, но в сердцах путешественников, влюблённых в нашу страну. 

Юлия Гопиус