Закончился четвёртый этап экспедиции РГО "Трансполярная магистраль"

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

3 марта 2021 года завершился четвёртый этап второго полевого сезона экспедиции по исследованию перспективного маршрута железнодорожной трассы Коротчаево — Игарка — Норильск. Основная задача экспедиции — исследовать все возможные маршруты развития железнодорожных линий в этом направлении.

Комплексные исследования стартовали ещё в конце зимы 2019 года. В экспедиции приняли участие специалисты Русского географического общества, Российского университета транспорта (МИИТ), военно-топографического управления Генштаба ВС РФ, Экспедиционного центра Минобороны и Сибирского экспедиционного центра. На сегодняшний день протяжённость маршрута исследований составила уже более 2,5 тыс. километров.

Напомним, что в 2019 году, на первом этапе исследований, специалисты произвели комплексную рекогносцировку местности, после чего составили план точечной постановки приборов снятия геотермических показаний, на основании которых предполагается определить возможные варианты направлений оси будущего железнодорожного полотна.

snegohod-vyruzka.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Во время второго полевого сезона специалисты установили 20 постов геотермического мониторинга — это комплекс, состоящий из температурных датчиков, залегающих на разной глубине, и логгера — устройства, считывающего информацию об изменении температур грунта и воздуха вдоль трассы каждые несколько секунд. Вместе с тем была проведена оценка изменения ландшафта с последующим нанесением полученных данных на электронную карту. Специалисты Российского центра освоения Арктики отобрали пробы снежного покрова и воздуха для изучения состава атмосферных аэрозолей в Арктическом регионе. Данные исследования необходимы для оценки влияния антропогенного фактора на качество воздуха в Арктическом регионе. Каждой последующей экспедиции предстоит собирать и обрабатывать данные постоянного мониторинга, а также проводить техническое обслуживание и замену элементов питания оборудования.

Для более широкого диапазона исследований полевые работы производились тремя группами. Основная часть полевых маршрутов проходила на снегоходах, общая протяжённость которых составила более 1,5 тыс. километров.

snegohod-1_yan_stan.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Первая, пешая, группа исследовала территории на участках Дудинка — Норильск — Туруханск. Подобная работа связана с огромным риском, ведь на пути исследователей были труднопреодолимые природные преграды. В некоторых районах толщина снежного покрова достигала отметки более полутора метров. Минусовые температуры выводили из строя приборы и монтажные инструменты, что осложняло процесс снятия показаний. Особенно труднодоступными оказались места в зоне исследования естественных препятствий на пересечении реки Русской и впадении её в реку Турухан. Тем не менее исследователи успешно справились с задачей. 

Вторая группа специалистов следовала по маршруту Игарка — Ермаково — Курейка вдоль русла Енисея. Существенную консультационную и практическую помощь на этом отрезке оказали специалисты Игарской геокриологической лаборатории ИМЗ СО РАН — управляющий научной лабораторией Сергей Сериков и его заместитель Иван Пимов.

Третья группа работала по маршруту от Коротчаево до 503-й трассы, оттуда до бывшей железнодорожной станции Янастан, а также на промышленных участках крупнейших нефтяных месторождений Красноярского края — Сузунском, Ванкорском, Русско-Реченском, Русском нефтегазоконденсатном месторождении и Южнорусском нефтегазовом месторождении. Научные группы на снегоходной технике на протяжении всех четырёх этапов экспедиции доставляла бригада снегоходчиков из посёлка Красноселькуп под руководством спасателя 2-го класса Красноселькупского ПСО ГКУ "Ямалспас" Вячеслава Дышканта. Общую безопасность проведения экспедиции обеспечивали органы ГО ЧС Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края.

otkopka.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Впервые строительство железной дороги на участке Коротчаево — Игарка — Норильск началось в 1949 году. По плану железнодорожное полотно должно было пересечь реки Пур, Таз, Турухан и Енисей, подняться на север до Игарки и оттуда до Норильска. Необходимость строительства дороги объяснялась экономическими и стратегическими предпосылками: создание транспортного коридора должно было облегчить освоение северных территорий, богатых полезными ископаемыми. Строительство трассы осуществлялось в основном силами заключённых под руководством Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) СССР и на этом участке получило название "Строительство № 503". В апреле 1953 года было принято решение об остановке строительства и построенные на тот момент участки были заброшены.

"В этом году условия были не слишком комфортные, приходилось работать при температурах до -45 градусов. Вечная мерзлота — это в принципе сложная почва для любого строительства. А в связи с глобальным потеплением в последние годы во многих городах региона по отметкам метеорологических служб наблюдались заплывы грунта, что приводит к трещинам в фундаментах жилых домов. В том числе и для этого есть необходимость мониторинга выбранного района продолжительностью не менее 1,5–2 лет", — рассказал руководитель четвёртого этапа экспедиции РГО "Трансполярная магистраль", кандидат технических наук, заведующий кафедрой "Системы автоматизированного проектирования" РУТ (МИИТ) Иван Нестеров.

datchik-palatka.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Русское географическое общество — единственная организация, которая имеет постоянные данные с точек съёма показаний о температуре грунтов и атмосферы на протяжении всего участка предполагаемой железнодорожной трассы. Более того, за время экспедиций налажена постоянная система мониторинга, которая позволяет регулярно получать уникальные данные и отслеживать любые изменения в почве и климате района исследований.

Всю полученную информацию РГО предоставляет профильным организациям, которые проведут анализ и вынесут рекомендации о возможных способах прокладки железнодорожной магистрали, которая в перспективе может соединить населённые пункты Коротчаево — Игарка — Норильск.