Суммарная площадь морской акватории России самая большая в мире и составляет около 8,6 млн км2 (2,4 % площади Мирового океана). Около 3,9 млн км2 составляет шельф, 4,7 млн км2 — глубоководные области. Как помочь школьникам запомнить моря России и потом быстро проверить у всего класса, насколько они усвоили географическую номенклатуру?
Предлагаем познакомиться с картографическими тестами по теме «Моря России» (размещено по согласованию с автором). Задача: найти и отметить на все моря России. Их названия будут появляться в случайном порядке. При прохождении теста на уровне «новичок» вам будут даваться по три попытки на каждый объект, и потом появится правильный ответ. Уровень сложности можно повысить до «профессора» и «академика» - подсказок уже не будет. Таймер показывает время выполнения теста, в конце программа сразу выдаст результат – сколько процентов правильных ответов вы дали с первой попытки. Данный ресурс можно рекомендовать для самоподготовки, а также проводить в компьютерном классе соревнования – кто быстрее и точнее укажет все моря России.
Для индивидуальной или фронтальной проверки закрепления усвоения картографического материала учитель-методист из Уфы, действительный член Русского географического общества Сергей Уткин предлагает картографические тесты, где на фрагментах карты отмечены цифрами моря России, острова, полуострова, проливы, заливы, и на этой же карточке и приведены по четыре варианта ответов (папка «Картографические тесты. Моря России»). Карточки с заданиями многоразового использования, ответы ребята могут отмечать в карточке ответов.
Запомнить взаимное расположение морей России на карте помогут приёмы мнемотехники - искусства запоминания через воображение и ассоциативное мышление. Например, вот так можно представить последовательность расположения морей России с запада но восток и далее на юг (предложено учителем географии из с. Кушнаренково Республики Башкортостан Ириной Салытовой):
Болтал (Балтийское)
белый (Белое море)
барин (Баренцево)
с вороной (КАРское)
в лаптях Лаптевых).
Пошли они на восток в Сибирь (Восточно-Сибирское).
Увидели чукчу (Чукотское),
вышли на берег (Берингово),
стали охотиться (Охотское)
вместе с японцами (Японское).
Расположение Каспийского, Азовского и Черного морей обычно запоминают быстро и не ошибаются, поэтому здесь они не упоминаются.
Если вам и вашим ученикам интересна тема изучения морей за пределами школьной программы – приглашаем познакомиться с деятельностью Центра подводных исследований РГО.
Материал подготовила Галия Гильманова