Завершилась летняя студенческая научная школа "Мониторинг дельтовых экосистем"

Общее фото участников проекта
Общее фото участников проекта

С 16 по 22 августа в Астраханском государственном университете при финансовой поддержке Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» состоялась летняя студенческая научная школа "Мониторинг дельтовых экосистем".

otkrytie_shkoly.jpg

Открытие школы
Открытие школы

Открыл школу ректор университета Константин Маркелов, отметивший, что впервые вуз стал площадкой для реализации проекта такого масштаба, чему способствовали научный опыт ученых университета и их готовность передать знания участникам.

Председатель Астраханского отделения РГО Петр Бухарицын, приветствуя участников проекта, пожелал им плодотворно поработать и получить массу незабываемых впечатлений.

lekciya_buharicyna_p.i.jpg

Лекция Бухарицына П.И.
Лекция Бухарицына П.И.

Декан геолого-географического факультета Александр Бармин рассказал о перспективах развития данного научного проекта и о роли преподавателей кафедры экологии, природопользования, землеустройства и безопасности жизнедеятельности в его реализации. Далее участников поприветствовал заместитель директора по научной работе Астраханского государственного биосферного заповедника Кирилл Литвинов, который рассказал об особенностях заповедной зоны, об уникальности проектов, реализуемых на его территории.

В своем выступлении Председатель Астраханского отделения Молодежного клуба РГО Михаил Валов отметил важность создания коммуникативного поля для совместной результативной работы фокус-групп, которая будет осуществляться в рамках Школы. Руководитель летней школы Елена Русакова рассказала о программных мероприятиях летней школы, а также выразила благодарность команде проекта.

studenty_na_lekcii_buharicyna_p.i.jpg

Студенты на лекции
Студенты на лекции

Работа научной школы началась с лекции Петра Бухарицына на тему "Природные и антропогенные факторы формирования современного гидрологического режима водных ресурсов бассейна Каспийского моря", посвященной многолетней истории гидрологических наблюдений на Нижней Волге и Северном Каспии.

Следующая лекция "Гидрохимический анализ природных вод с использованием классических и современных методов анализа" была прочитана Еленой Локтионовой. В лекции были освещены вопросы, связанные с тенденциями развития гидрохимических методов анализа и их применимостью для характеристики качества природных вод. На практическом занятии по гидрохимии студенты под руководством этого преподавателя определяли обобщенные показатели природных вод с использованием тест-систем.

Вечером участники проекта совершили увлекательную экскурсию по исторической части Астрахани, которую провела Радмила Таркова.

На следующий день участники уехали на Дамчикский участок Астраханского государственного биосферного заповедника, где осуществлялся полевой этап работы. Занятия на территории заповедника начались с лекции научного сотрудника заповедника Марии Бирюковой "Организация и проведение метеорологических, гидрологических, гидробиологических наблюдений".

Далее в сопровождении научных сотрудников заповедника состоялась многочасовая лодочная экскурсия с посещением экологической тропы по дельтовым экосистемам, в ходе которой Наталья Литвинова и Елена Русакова познакомили участников с особенностями растительного покрова островов, култучной зоны и авандельты.

smotrovaya_ploshchadka_na_ekologicheskoy_trope.jpg

Смотровая площадка на экологической тропе
Смотровая площадка на экологической тропе

В этот же день участники школы разделились на группы и выбрали себе темы мини-проектов, над которыми работали до самого закрытия школы.

Второй день полевого этапа начался лекцией Натальи Литвиновой "Методы изучения и мониторинга растительного покрова дельты" и продолжился практикумом "Методы изучения растительных сообществ дельты".

pantonnaya_pereprava_na_ekologicheskoy_trope.jpg

Пантонная переправа на экологической тропе
Пантонная переправа на экологической тропе

Во второй половине дня участники под руководством Марии Бирюковой занимались практикумом "Методы гидробиологических исследований", в ходе которого отобрали пробы зообентоса и фитопланктона, изучили их представителей под бинокуляром. Вечерние занятия завершились лекцией и практикумом Александра Колотухина по применению ГИС-технологий для обработки результатов исследований.

otbor_prob_zooplanktona.jpg

Отбор проб зоопланктона
Отбор проб зоопланктона

Третий день полевого этапа был направлен на изучение опыта проведения ихтиологических и паразитологических исследований в дельте Волги. Кирилл Литвинов и Степан Подоляко прочитали лекцию "Ихтиофауна дельты Волги и методы ее изучения", а затем провели практикум "Методы ихтиологических исследований", во время которого студенты делали качественную оценку улова и определяли видовой состав молоди рыб. Огромный интерес у участников вызвали лекция "Паразитические черви животных и человека в дельте Волги" и практикум "Паразитологические исследования", проведенный Александром Калмыковым.

В заключительный день полевого этапа участников ждали орнитологические, энтомологические и териологические исследования. Максим Перковский в лекции "Мониторинг птиц дельты Волги" рассказал об экологических группах птиц и их распределении по различным экотопам. Далее этот исследователь провел Практикум "Изучение видового разнообразия птиц дельты Волги", которые был организован в ходе лодочной экскурсии по водотокам дельты Волги.

ornitologicheskaya_praktika._kultuchnaya_zona_delty.jpg

Орнитологическая практика. Култучная зона дельты
Орнитологическая практика. Култучная зона дельты

Во второй половине дня участники прослушали лекцию Илги Соколовой "Методы полевых учётов в исследованиях экологии насекомых и млекопитающих" и закрепили знания на практикумах, посвященных учёту мелких млекопитающих при помощи ловчих линий, дневных насекомых методом кошения, рукокрылых при помощи ультразвукового детектора, ночных насекомых при помощи светоловушки.

После возращения в Астрахань участники прослушали лекцию Анны Федотовой «Почвы дельты Волги и проблемы мониторинга их состояния», которая вызвала интерес обширным аналитическим обзором и практической применимостью для оценки состояния почв дельтовых экосистем.

22 августа в университете состоялась защита участниками мини-проектов и закрытие студенческой летней научной школы "Мониторинг дельтовых экосистем". Защита мини-проектов осуществлялась в формате фокус-групп по 4 человека. Были представлены проекты по таким региональным практико-ориентированным темам, связанным с эволюцией дельтовых экосистем в годы с различной водностью на примере р. Волги, влиянием нефтяного загрязнения на пресноводных моллюсков и их использованием в качестве биоиндикаторов состояния водной среды, гидрохимическому анализу воды дельты реки Волги и перспективам их развития, применению ГИС-технологий в мониторинге и состоянии дельты реки Волги, характеристике орнитофауны дельты реки Волги в различных экосистемах.

zashchita_proekta_astrahanskimi_uchastkikami.jpg

Защита проекта астраханскими участкиками
Защита проекта астраханскими участкиками

Жюри, состоящее из преподавателей кафедры экологии, природопользования, землеустройства и безопасности жизнедеятельности университета, задавало участникам много вопросов, получая развернутые и грамотные ответы.

В завершающей речи руководитель проекта Елена Русакова отметила слаженную работу студенческих команд на протяжении всего проекта, их заинтересованность в изучении предложенного лекционного материала и активном освоении практических методов изучения различных абиотических и биотических компонентов дельты реки Волги.

vruchenie_diplomov.jpg

Вручение дипломов
Вручение дипломов

Участникам проекта вручили сертификаты об окончании научной школы и дипломы за победу в конкурсе мини-проектов. Участники летней школы отметили, что они получили огромный научный арсенал теоретических знаний прикладного характера, овладели комплексными методами изучения абиотического и биотического компонентов дельтовых экосистем, хорошую организацию работы Школы.

zakrytie_shkoly.jpg

Закрытие школы
Закрытие школы

Все участники выразили общее пожелание снова приехать в Астрахань и поучаствовать в подобном проекте.

Материал предоставил Александр Колотухин