Профильная географическая смена в Свердловской области состоялась в четвертый раз. В этом году смена стала частью федерального проекта «Мир открытий», который реализуется на базе Всероссийских детских центров «Артек», «Океан», «Орленок» и «Смена».
Географическая смена в Свердловской области — первая, пилотная региональная смена проекта. Концепция смены была посвящена уральскому писателю Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку, с творчеством и биографией которого были связаны все мероприятия.
4 июня в загородный оздоровительный лагерь Дружба в Белоярском районе приехали 84 школьника из Екатеринбурга, Серова, Краснотурьинска, Сухого Лога, Каменск-Уральского, Первоуральска и городов и поселков Свердловской области. Это победители конкурсов Большого географического фестиваля «Моя Земля — 2022» и те, кто интересуется географией, принимает участие в конкурсах и олимпиадах.
Главная цель профильной смены, которую ставили перед собой организаторы смены — формирование и развитие географической культуры школьников.
— Мы разработали методическую систему формирования географической культуры в условиях детского лагеря. В школе на изучение географии традиционно выделяется ограниченное количество часов, не хватает времени на изучение географии своей местности, не применяются полевые методы, недостаточно эффективна профориентационная деятельность. Дети не владеют полной информацией о профессиональных и личных горизонтах, которые им может открыть география. К нам приезжают ребята, интересующиеся географией и наша задача – создать образовательную среду, позволяющую в условиях загородного лагеря, в досуговом формате с применением современных технологий географического образования вовлечь каждого участника географических открытий. Важно, что у ребят была возможность принять участие в мастер-классах на природе, увидеть то, чего не увидишь в школьной аудитории. Мы постарались помочь ребятам в формировании научной и эмоционально-образной картины мира, языка географии, - отметила руководитель региональной профильной смены «Мир открытий» в Свердловской области, заведующая кафедрой географии, методики географического образования и туризма УрГПУ Ольга Гурьевских.
В лагере ребят поделили на три отряда. Вожатыми работали студенты 3 курса ИЕФКиТ, обучающиеся по профилю «География и История», которые проходили научно-исследовательскую практику. На смене работали , ученые, лучшие учителя Свердловской области, представители сферы бизнеса, известные путешественники и писатели.
В первый день смены прошло сразу несколько мероприятий всероссийского проекта РГО «Ночь Географии».
— Чтобы дети познакомились друг с другом, с педагогами и вожатыми, детям предложили поделиться на команды, которые были названы именами великих ученых, мореплавателей, путешественников, — рассказала Ольга Гурьевских. — На вводной форсайт-сессии ребята попробовали спроектировать смену и высказать свои ожидания от пребывания в лагере - они разработали кодекс правил смены, могли внести поправки в то, что запланировали педагоги, предложить что-то своё.
Также в рамках «Ночи географии» прошел интеллектуальный квест «Родные зеленые горы», посвященный году Д.Н. Мамина-Сибиряка в Свердловской области.
Во время квеста участникам удалось разгадать личность певца Урала Д.Н. Мамина-Сибиряка. Всю смену они знакомились с произведениями знаменитого уральского писателя, все — организаторы смены, педагоги, дети и даже их родители — записывали видео с чтением любимых отрывков для проекта «Читаем Д.Н.Мамина-Сибиряка вместе». А еще ребята встретились с выдающимся знатоком и исследователем жизни и творчества Дмитрия Мамина писателем Натальей Паэгле, которой задали множество вопросов.
Участников смены ждали увлекательные экскурсии, мастер-классы, полевые практикумы, нетворкинги и форсайт-сессии. Каждый школьник получил Дневник первооткрывателя, в который ежедневно дети записывали свои впечатления и небольшие открытия, куда можно было собрать автографы известных спикеров и контакты своих новых друзей. В конце смены прошел конкурс дневников для тех, кто хотел поделиться своим творчеством и наблюдениями. Эти дневники, а также фирменные футболки РГО остались ребятам на память о смене.
Ребята смогли посетить лекции-беседы с элементами игры «Растительность и экология», экскурсии «Ландшафтный дизайн — образ территории», «Образ растительности в произведениях Мамина-Сибиряка», поучаствовать в групповой игре с элементами ориентирования и топографии «Охота за сокровищами или 360 — на ладони», деловых играх по туризму, в Географической Мозгобойне, освоить элементарные приемы составления географических карт с помощь ГИС-технологий, освоить приемы обработки и управления географической информацией.
Активно применялись на смене и традиционные методы географии и туризма – дети освоили технику вязания узлов и азы туристкой подготовки, простейшие картометрические определения по картам и ориентирование на местности. Прошли встречи с интересными людьми — путешественниками, писателями, учеными. Ребят очень заинтересовала встреча с исследователями восточно-уральского радиоактивного следа после аварии на «Маяке», на которой их научили измерять уровень радиации. С рассказом о собственной экспедиции на Северную Землю выступила мастер спорта по туризму Наталия Скок.
Организаторы увидели заинтересованность школьников не только новыми технологиями, но и традиционными сферами географии, на изучении которых не хватает времени на уроках.
В конце смены прошла еще одна форсайт-сессия, на которой были подведены итоги профильной смены, были определены критерии выбора лучшего участника смены и ребятами были выбраны победители. Участники обсудили позитивные и негативные моменты, оставшиеся в памяти, и сами дети смогли принять участие в проектировании будущей географической смены «Мир открытий»
Общим проектом участников смены стала разработка краеведческой олимпиады «Мир открытий. Урал». По результатам занятий ежедневно проходил конкурс лучших вопросов олимпиады, отвечая на которые можно узнать все особенности нашего региона.