Завершился Большой географический фестиваль "Моя земля", который в пятый раз прошёл на базе Уральского государственного педагогического университета.
В четвёртый, заключительный, день фестиваля на церемонии закрытия вспоминали самые яркие моменты, одним из которых, безусловно, стал мастер-класс от Ивана Сергеевича Колечкина, учителя из Москвы, сторонника конвергентного подхода в изучении географии.
Где находится "синее море" и "остров Невезения"
В прошлом году он вместе с уральскими школьниками и их учителями искал на карте таинственный "остров Невезения", о котором поётся в песне из фильма "Бриллиантовая рука". Анализируя текст песни и накладывая на него исторические, биологические, географические реалии, аудитория шаг за шагом продвигалась к цели. За время весёлого и познавательного урока его участники совершили кругосветное путешествие по географической карте, вспомнили множество других сведений и определили локацию острова у берегов Аляски. Нынче Иван Колечкин вместе с участниками мастер-класса взял за основу не менее известные строки из "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. "Кто представляет себе, что это за "синее море", возле которого жили старик со старухой? Где оно могло находиться в реальности?" – такие вопросы он поставил перед аудиторией.
Синее море Ивана Колечкина
Аудитория живо откликалась, бурно реагировала и пускалась в поиски. Во время путешествия по пушкинскому тексту участникам пришлось актуализировать и пополнить знания в области литературы, в том числе познакомиться с фрагментом, который не вошёл в окончательную редакцию сказки; истории, например, узнать о сословии бояр; философии с пирамидой Маслоу; биологии (где растёт белена, которой "объелась" старуха, какие виды рыб называются в обиходе "золотыми" и где они водятся); этнографии – у каких народов известны землянки; и, конечно, географии. Кажется, это игра? Нет, реальная, детализированная методическая разработка, позволяющая превратить любой урок в "точку сборки", восстанавливающую у школьника целостную картину мира.
Эффективный поиск информации, умение видеть связи между явлениями, умение быстро вспоминать и применять знания – ценнейшие компетенции человека информационной эпохи. И может быть, когда на одну школу появится хотя бы один учитель, убеждённый в необходимости конвергентного, комплексного подхода к своему предмету, у выпускников станет меньше функциональной безграмотности и выученной беспомощности. А быть эрудитом снова станет модно, и высокая эрудиция будет подспорьем жизненного успеха.
Осторожно: лягушки и гнездо певчего дрозда
На церемонии закрытия награждали победителей различных конкурсов и номинаций, в том числе авторов лучших работ межрегиональной молодёжной научно-практической конференции "Урал: природа, история, культура". Дипломы получали студенты вузов и школьники: от малышей начальной школы до старшеклассников. Каждый внёс свой посильный вклад в изучение Урала.
Оксана Янцер, декан географо-биологического факультета УрГПУ, в приветственном слове выразила надежду, что конференция не только даст участникам возможность поделиться результатами своих исследований, но и поможет наметить вектор их дальнейшего развития.
Насыщенной была работа секции, посвящённой биологии. Юные исследователи рассказывали о полевой работе, которую проводили с учителями и родителями, продемонстрировав явную увлечённость предметом.
Юные исследователи Урала
Владислав Кочнев, семиклассник из рабочего посёлка Арти, изучил популяцию травяной лягушки и сделал вывод о том, что на снижение её плотности влияет загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Школьник не просто провел мини-исследование, но рядом с местом обитания амфибий, где жители посёлка устроили свалку мусора, поставил предупреждающий знак "Осторожно – лягушки".
Денис Мохов из школы № 76 города Лесной рассказал об исследовании птичьего населения окрестностей деревни Баронская и села Усть-Утка в природном парке "Река Чусовая" и показал найденное им гнездо певчего дрозда.
В секции "Географические исследования" одним из самых интересных было сообщение ученика школы № 94 Михаила Юкляевских "Малые реки Екатеринбурга". За сухим названием скрывалось исследование-приключение: молодой человек вместе с диггерами прошёл по коллектору реки Малаховка, притока Исети, которая протекала по территории Октябрьского района, в том числе вблизи гимназии № 94, а в середине XX века была заключена в подземные трубы. Как рассказал Михаил, вода в Ольховке прозрачная, холодная, без запаха. Школьник предлагает использовать силу подводной реки: установить гидротурбину и освещать набережную.
О жизни деревьев и литературе
"Время географических открытий продолжается: загадки и тайны уральской природы" – так называлась одна из номинаций конкурса эссе "Географический калейдоскоп", в которой I место заняло эссе студента ГБФ УрГПУ Сергея Грачева "Путешествие по Южному Зауралью. Тайная жизнь птиц". Читать работу истинное удовольствие, ведь свои выводы о жизни пернатых Сергей сделал, реально наблюдая за жизнью разных птиц. Обращаясь к читателю, он верит: "Искренне надеюсь, что и тебе повезёт побывать в экспедиции, в которой ты сможешь стать непосредственным зрителем, своеобразным первооткрывателем тайны бытия живого существа".
Победители и лауреаты конкурса эссе "Географический калейдоскоп"
Надо сказать, что конкурс эссе к пятому фестивалю достиг такого уровня, что поставил в затруднительное положение экспертов. Так много было хороших работ в разных номинациях, что хотелось их отмечать, не жалея пятёрок. И конечно, радоваться вместе с авторами их открытиям, переживать эмоции, которые они испытали в походах и путешествиях, исследовать уральский характер, формирующийся под воздействием климата и горнозаводского уклада.
Третий раз участвует в конкурсе Борис Можаев, который сегодня учится только в пятом классе. Два раза он был победителем, в этом году получил звание "Литературное дарование". И есть за что. Цитата из его эссе: "Начало зимы. Снега всё никак нет. И вся природа измучалась, истомилась в ожидании. Особенно страдают деревья. Их стволы набухли, почернели, размокли от грязи и сырости. Они тяжело вздыхают и покашливают. Ели жмутся, сонно зевают и как-то подслеповато щурятся на низкое небо".
Впервые участвовал в конкурсе Никита Леоненко, студент МГУ им. Ломоносова, победивший в номинации "Моя родина – Урал". В своей работе автор доказывает, что его родной город Екатеринбург имеет "хорошую читаемость городской среды и прочно укоренившиеся объекты и названия, ассоциирующиеся с ним, что делает его образ запоминающимся".
Глубокие работы были представлены в номинации "Путешествие, в котором я открыл себя". Победителем в этой категории стала Юлия Токарева, рассказавшая о своей поездке в Санкт-Петербург: "Чувство соприкосновения с литературным миром писателей, осознание мысли, что именно по этим улицам ходил Фёдор Достоевский, именно здесь гулял вечерами Александр Сергеевич, смотря именно в это окно, Александр Блок любовался звёздами, – всё это позволило почувствовать невероятное вдохновение творить, ощущать мир кончиками пальцев, слышать его и видеть через тонкое окно души".
Лучший географический класс
И это далеко не все имена и не все достижения. Перечислить всё невозможно. Ведь дипломы и призы были вручены более чем 200 участникам фестиваля в командном и личных зачётах. Например, лучшим географическим классом стал 8А из школы № 8 города Верхний Тагил. В качестве приза всему классу выделена путёвка на географическую смену, которая в этом году впервые будет проводиться в области на базе загородных лагерей.
Тур по географическому брей-рингу
Среди наград – путёвки в природные парки, поездка на море, а также туристское снаряжение. Ведь среди многочисленных конкурсов фестиваля, конечно же, был конкурс туристического маршрута.
Яблочный мастер-класс
Четыре дня, наполненные новыми знаниями, открытиями, знакомствами с новыми друзьями, с которыми готов отправиться в любое кругосветное путешествие, новыми мечтами и стремлениями, – и это далеко не всё, что подарил Большой географический фестиваль своим участникам, пообещав собрать их снова вместе на будущий год.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
По материалам пресс-службы УрГПУ
Фото Александры Карпушевой