head-bg-picture

Завершился Большой географический фестиваль "Моя земля"

Моя земля

Моя земля

Завершился Большой географический фестиваль "Моя земля" Завершился Большой географический фестиваль "Моя земля"

Завершился Большой географический фестиваль "Моя земля", который в пятый раз прошёл на базе Уральского государственного педагогического университета. 

В четвёртый, заключительный, день фестиваля на церемонии закрытия вспоминали самые яркие моменты, одним из которых, безусловно, стал мастер-класс от Ивана Сергеевича Колечкина, учителя из Москвы, сторонника конвергентного подхода в изучении географии. 

Где находится "синее море" и "остров Невезения"

В прошлом году он вместе с уральскими школьниками и их учителями искал на карте таинственный "остров Невезения", о котором поётся в песне из фильма "Бриллиантовая рука". Анализируя текст песни и накладывая на него исторические, биологические, географические реалии, аудитория шаг за шагом продвигалась к цели. За время весёлого и познавательного урока его участники совершили кругосветное путешествие по географической карте, вспомнили множество других сведений и определили локацию острова у берегов Аляски. Нынче Иван Колечкин вместе с участниками мастер-класса взял за основу не менее известные строки из "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. "Кто представляет себе, что это за "синее море", возле которого жили старик со старухой? Где оно могло находиться в реальности?" – такие вопросы он поставил перед аудиторией.

Синее море Ивана Колечкина

Синее море Ивана Колечкина

 

Аудитория живо откликалась, бурно реагировала и пускалась в поиски. Во время путешествия по пушкинскому тексту участникам пришлось актуализировать и пополнить знания в области литературы, в том числе познакомиться с фрагментом, который не вошёл в окончательную редакцию сказки; истории, например, узнать о сословии бояр; философии с пирамидой Маслоу; биологии (где растёт белена, которой "объелась" старуха, какие виды рыб называются в обиходе "золотыми" и где они водятся); этнографии – у каких народов известны землянки; и, конечно, географии. Кажется, это игра? Нет, реальная, детализированная методическая разработка, позволяющая превратить любой урок в "точку сборки", восстанавливающую у школьника целостную картину мира.

Эффективный поиск информации, умение видеть связи между явлениями, умение быстро вспоминать и применять знания – ценнейшие компетенции человека информационной эпохи. И может быть, когда на одну школу появится хотя бы один учитель, убеждённый в необходимости конвергентного, комплексного подхода к своему предмету, у выпускников станет меньше функциональной безграмотности и выученной беспомощности. А быть эрудитом снова станет модно, и высокая эрудиция будет подспорьем жизненного успеха.

Осторожно: лягушки и гнездо певчего дрозда 

На церемонии закрытия награждали победителей различных конкурсов и номинаций, в том числе авторов лучших работ межрегиональной молодёжной научно-практической конференции "Урал: природа, история, культура". Дипломы получали студенты вузов и школьники: от малышей начальной школы до старшеклассников. Каждый внёс свой посильный вклад в изучение Урала. 

Оксана Янцер, декан географо-биологического факультета УрГПУ, в приветственном слове выразила надежду, что конференция не только даст участникам возможность поделиться результатами своих исследований, но и поможет наметить вектор их дальнейшего развития.

Насыщенной была работа секции, посвящённой биологии. Юные исследователи рассказывали о полевой работе, которую проводили с учителями и родителями, продемонстрировав явную увлечённость предметом.

Юные исследователи Урала

Юные исследователи Урала

Владислав Кочнев, семиклассник из рабочего посёлка Арти, изучил популяцию травяной лягушки и сделал вывод о том, что на снижение её плотности влияет загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Школьник не просто провел мини-исследование, но рядом с местом обитания амфибий, где жители посёлка устроили свалку мусора, поставил предупреждающий знак "Осторожно – лягушки". 

Денис Мохов из школы № 76 города Лесной рассказал об исследовании птичьего населения окрестностей деревни Баронская и села Усть-Утка в природном парке "Река Чусовая" и показал найденное им гнездо певчего дрозда. 

В секции "Географические исследования" одним из самых интересных было сообщение ученика школы № 94 Михаила Юкляевских "Малые реки Екатеринбурга". За сухим названием скрывалось исследование-приключение: молодой человек вместе с диггерами прошёл по коллектору реки Малаховка, притока Исети, которая протекала по территории Октябрьского района, в том числе вблизи гимназии № 94, а в середине XX века была заключена в подземные трубы. Как рассказал Михаил, вода в Ольховке прозрачная, холодная, без запаха. Школьник предлагает использовать силу подводной реки: установить гидротурбину и освещать набережную.

О жизни деревьев и литературе 

"Время географических открытий продолжается: загадки и тайны уральской природы" – так называлась одна из номинаций конкурса эссе "Географический калейдоскоп", в которой I место заняло эссе студента ГБФ УрГПУ Сергея Грачева "Путешествие по Южному Зауралью. Тайная жизнь птиц". Читать работу истинное удовольствие, ведь свои выводы о жизни пернатых Сергей сделал, реально наблюдая за жизнью разных птиц. Обращаясь к читателю, он верит: "Искренне надеюсь, что и тебе повезёт побывать в экспедиции, в которой ты сможешь стать непосредственным зрителем, своеобразным первооткрывателем тайны бытия живого существа".

Победители и лауреаты конкурса эссе

Победители и лауреаты конкурса эссе "Географический калейдоскоп"

Надо сказать, что конкурс эссе к пятому фестивалю достиг такого уровня, что поставил в затруднительное положение экспертов. Так много было хороших работ в разных номинациях, что хотелось их отмечать, не жалея пятёрок. И конечно, радоваться вместе с авторами их открытиям, переживать эмоции, которые они испытали в походах и путешествиях, исследовать уральский характер, формирующийся под воздействием климата и горнозаводского уклада. 

Третий раз участвует в конкурсе Борис Можаев, который сегодня учится только в пятом классе. Два раза он был победителем, в этом году получил звание "Литературное дарование". И есть за что. Цитата из его эссе: "Начало зимы. Снега всё никак нет. И вся природа измучалась, истомилась в ожидании. Особенно страдают деревья. Их стволы набухли, почернели, размокли от грязи и сырости. Они тяжело вздыхают и покашливают. Ели жмутся, сонно зевают и как-то подслеповато щурятся на низкое небо".

Впервые участвовал в конкурсе Никита Леоненко, студент МГУ им. Ломоносова, победивший в номинации "Моя родина – Урал". В своей работе автор доказывает, что его родной город Екатеринбург имеет "хорошую читаемость городской среды и прочно укоренившиеся объекты и названия, ассоциирующиеся с ним, что делает его образ запоминающимся". 

Глубокие работы были представлены в номинации "Путешествие, в котором я открыл себя". Победителем в этой категории стала Юлия Токарева, рассказавшая о своей поездке в Санкт-Петербург: "Чувство соприкосновения с литературным миром писателей, осознание мысли, что именно по этим улицам ходил Фёдор Достоевский, именно здесь гулял вечерами Александр Сергеевич, смотря именно в это окно, Александр Блок любовался звёздами, – всё это позволило почувствовать невероятное вдохновение творить, ощущать мир кончиками пальцев, слышать его и видеть через тонкое окно души".

Лучший географический класс

Лучший географический класс

И это далеко не все имена и не все достижения. Перечислить всё невозможно. Ведь дипломы и призы были вручены более чем 200 участникам фестиваля в командном и личных зачётах. Например, лучшим географическим классом стал 8А из школы № 8 города Верхний Тагил. В качестве приза всему классу выделена путёвка на географическую смену, которая в этом году впервые будет проводиться в области на базе загородных лагерей. 

Тур по географическому брей-рингу

Тур по географическому брей-рингу

Среди наград – путёвки в природные парки, поездка на море, а также туристское снаряжение. Ведь среди многочисленных конкурсов фестиваля, конечно же, был конкурс туристического маршрута.   

Яблочный мастер-класс

Яблочный мастер-класс

Четыре дня, наполненные новыми знаниями, открытиями, знакомствами с новыми друзьями, с которыми готов отправиться в любое кругосветное путешествие, новыми мечтами и стремлениями, – и это далеко не всё, что подарил Большой географический фестиваль своим участникам, пообещав собрать их снова вместе на будущий год. 

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

По материалам пресс-службы УрГПУ

Фото Александры Карпушевой