Первый этап комплексной экспедиции РГО на остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа является частью долгосрочной программы Русского географического общества и Минобороны РФ по изучению нашей страны, в частности Арктического региона. Наш рассказ о том, какие исследования провели учёные во время экспедиции.
Экспедиция РГО на Землю Франца-Иосифа 2023 года стала продолжением научных работ, проводившихся на архипелаге в 2021 году, когда были совмещены геологические и геоморфологические исследования с мониторингом биоразнообразия — подсчётом белых медведей.
— Тогда группа учёных работала по 10 научным направлениям, — делится руководитель экспедиции и экспедиционного направления Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин. — Проанализировав их отчёты, мы поняли, что наиболее перспективными в данном регионе являются исследования в области сейсмологии и океанологии.
Напомним, что в этом году экспедиция стартовала 15 мая. До острова Земля Александры экспедиционеры добирались на самолёте из Североморска. Научную группу составляли специалисты РГО и национального парка "Русская Арктика", учёные Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта (ИФЗ РАН), Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова (ИЗМИРАН) и Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
Хотя считается, что в сейсмическом отношении Арктика — спокойный регион, совместные экспедиции РГО, Северного флота и РАН, по словам научного руководителя экспедиции, старшего научного сотрудника ИФЗ РАН Руслана Жосткова, показали наличие следов древних землетрясений на Западном и Восточном Таймыре, на острове Врангеля, Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа. Если сильные сейсмические процессы происходили в прошлом, велика вероятность, что они появятся и в будущем. Учёные на острове Земля Александры провели фундаментальные исследования в области сейсмотектоники. При помощи широкополосных сейсмических станций они изучали глубинные структуры, а георадарного профилирования — несколько верхних десятков метров поверхности земли. Выполнили аэрофотосъёмку, чтобы понять особенности рельефа, и использовали сейсмическую микрогруппу для определения локальной сейсмичности. Провели ряд дополнительных исследований в области фундаментальных наук, например сейсмические эксперименты на ледовой пластине. Осуществили исследования, используя технологию мониторинга морской среды и дна с применением датчиков, размещаемых на льду, разработанную в ИФЗ РАН.
— Пока говорить о каких-то результатах рано, — рассказывает Руслан Жостков. — Мы смогли собрать довольно большой объём экспериментальных данных, которые будем обрабатывать и изучать для того, чтобы понять, насколько сильные землетрясения могут происходить в Арктике. Главное — не то, что мы даём какие-то ответы, а то, что мы ставим вопросы, потому что Арктика, как оказалось, не совсем такая, какой мы её привыкли видеть. Её надо изучать, развивать сотрудничество РАН с РГО, посылать больше экспедиций, чтобы они были с достаточным количеством аппаратуры и продолжались длительное время.
Приютом и базой для работы экспедиционеров на острове была научная полярная станция "Омега" на территории национального парка "Русская Арктика". В советское время на ней постоянно велись научные исследования по разным направлениям. Учёные надеются, что активная научная деятельность на ней возродится.
Без сложностей в ходе экспедиции не обошлось. Чтобы установить на землю датчики, специалисты пробивались сквозь высокий снежный покров. Из-за обилия снега передвигаться можно было только при помощи специальной техники. Но на лёд выехать на ней было небезопасно, поэтому исследователям пришлось добираться до места проведения работ пешком, неся тяжёлую аппаратуру в рюкзаках.
— Для нас это не просто работа, это то, что нам интересно, то, что нас вдохновляет, — объясняет Руслан Жостков. — Мы готовы идти на решительные шаги и бороться с трудностями, чтобы получить результат.
Научный сотрудник отдела ледового режима и прогнозов ААНИИ Анна Тимофеева провела ледомерную съёмку на припае. Собрала пробы льда и провела исследование физических свойств ледяных кернов, замеры солёности и температуры, с нижней их части взяла пробы, чтобы оценить количество хлорофилла.
В дальнейшем учёные планируют выполнить широкий спектр исследований, начиная от гидробиологии и заканчивая исследованием некоторых параметров атмосферы для радиосвязи. По словам Сергея Чечулина, РГО — это интегратор, который консолидирует усилия всех исследователей.
Одной из задач экспедиции является выдача рекомендаций возможных в Арктическом регионе способов и форм хозяйственной деятельности. В Арктике активно добываются полезные ископаемые, устанавливаются научные станции, проводятся работы по укреплению обороноспособности. Те, кто осваивает Арктику, должны иметь все данные о её сейсмической опасности, проходимости, о том, какие возможны процессы, связанные с таянием ледников, и т. д.
— Наша задача — сделать так, чтобы государственные органы или хозяйствующие субъекты, которые ведут свою деятельность в Арктике, опирались на структурированную комплексную научную базу по всему региону, — добавляет Сергей Чечулин. — Летом или в начале осени мы организуем повторную экспедицию и проведём те исследования, которые зимой по объективным причинам осуществить невозможно. Это комплексная программа, мы рассчитываем, что РГО и Минобороны будут десятилетиями проводить изучение Арктической зоны РФ, результатом которого будут комплексные предложения по возможности использования арктической зоны РФ во благо страны. Мы планируем, если Северный флот нам поможет, установить в восточном секторе Арктики стационарные сейсмические станции. Сначала на островах Де-Лонга, затем на Земле Александры, и далее уже будем двигаться по материку. Наша цель — постоянный мониторинг. Мы ведём исследования не для себя или каких-то конкретных институтов, мы проводим их для страны и хотим, чтобы эти данные помогали людям — в частности, в Арктике как в наименее изученном регионе.