В Магаданской области завершен полевой этап «Гижигинской археологической экспедиции» – победителя грантов региональных отделений Русского географического общества в 2020 году в номинации «Организация экспедиций и путешествий».
Цель экспедиции – изучение культурно-исторического наследия Магаданской области и начала развития Дальнего Востока России посредством восстановления истории «города Гижигинска» – археологического объекта, прошедшего в своей истории путь от острога к городу.
На предварительном этапе был проведен анализ архивных и исторических источников, опубликованных данных, установивший, что Гижигинск – ключевой памятник движения землепроходцев, русского освоения Севера Дальнего Востока России в XVII – начале XX веков в Магаданской области. С ним были связаны походы казаков Михаила Стадухина, который в 1651 г. в устье реки Гижиги «поставил зимовье» и Ивана Баранова, после похода которого летом 1652 г., якутская таможня выдала «проезжие грамоты» на Чондон (Гижигу); Авраама Игнатьева, чье донесение в Охотскую канцелярию, помеченное 14 апреля 1752 г. принято считать за дату основания Гижигинской крепости, и с 1757 г. к Гижигинску морским путем на суднах стали приходить грузы.
В 1779 г. в Гижигинске известному исследователю северо-восточной Сибири Т.И. Шмалеву удалось заключить мир с чукотскими тойонами, в результате которого чукчи были объявлены подданными России. По именному Указу Екатерины II 2 марта 1783 г. Гижигинск стал городом, который выполнял важнейшую функцию налаживания отношений с аборигенами с целью расширения и охраны территории России. С Гижигинском связаны имена известных людей – дипломата Жана Батиста-Бартелеми де Лессепса, врача Н.В. Слюнина, церковнослужителя Митрополита Нестора, географа К.В. Дитмара, командира Охотского порта А. Шаховского, русского путешественника, географа, этнографа, писателя, исследователя Дальнего Востока В.К. Арсеньева, этнографа В. Иохельсона и др. Гижигинск и его окрестности интересовали тех, кто заботился о благосостоянии государства и народа, и тех, кого интересовали богатство этого края – пушнина, золото, моржовый клык и пр. И для советского государства Гижигинск был важен – здесь образовались комсомольская и партийная организации; функционировала школа, где учились дети Гижигинского уезда. Отдаленное местоположение города от моря и центра, отсутствие инфраструктуры, частые эпидемии стали причиной его упадка и забвения.
На втором этапе исследований с 27 июля по 20 августа 2020 года полевые исследования на территории Гижигинска под руководством к.и.н., доцента Ирины Понкратовой проводили специалисты Научно-производственного центра историко-культурной экспертизы (г. Владивосток) и студенты Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан).
Аэро-фотосъемка установила четкий контур поселения, его квадратно-линейную застройку, участки периферийной зоны, расположение возможного противопожарного ограждения по периметру поселка. Выявлено около 36 конструкций (вероятно, остатки жилых домов и церкви), а также кладбище с надгробными плитами, железными ограждениями, холмами характерной для захоронений формы и с остатками срубленных деревянных столбов.
В результате раскопок обнаружены следы материальной культуры XVIII – начала XX вв. Это фрагменты оконного и бутылочного стекла, фарфоровой посуды, керосиновой лампы, железные изделия (гвозди, торговые весы, ключи, замки), пластмассовые и перламутровые пуговицы, расчески и гребешки для волос, бусинки, стеклянные пробки от флакончиков с духами, остатки кожаной обуви и пр. Сохранившиеся на стеклянных, пластмассовых, деревянных изделиях надписи подтверждают имеющиеся исторические данные о торговых связях гижигинцев с иностранными торговыми и промышленными компаниями.
Обнаружение экспедиций монет 1938 года уточняет время окончания функционирования Гижигинска и продлевает его историю как минимум на 10 лет – ранее считалось, что город был заброшен в 1927 году в результате эпидемии.
В числе уникальных находок экспедиции – киотные кресты и изображение Богородицы. По предварительным данным находки могут быть датированы XVIII-XIX веками и связаны с миссионерской деятельностью Гижигинской Спасской церкви среди коренного населения. В тот период в христианство были обращены эвены, оседлые коряки, жившие вблизи Гижигинской крепости, Туманского форпоста и Ямского острога. Как известно, подобные кресты в то время изготавливали из бронзы или меди, размещали среди домовых икон или врезали в специальные доски. Хранили их в ящичках-киотах – отсюда и название. Изображение Богородицы, вероятно, являлось частью композиции «Голгофа», устанавливаемой в православных храмах на канун (столик для поминания усопших).
Отмечено, что исследуемый объект находится в зоне многолетней мерзлоты, которая способствует сохранности предметов из органики, но в то же время затрудняет археологические раскопки.
Объект расположен в отдаленном от населенных пунктов и магистральных дорог месте, что увеличивает стоимость логистики. Участники экспедиции были доставлены к месту работ благодаря члену Попечительского Совета Магаданского отделения РГО – И.Б. Донцову.
Со слов председателя Магаданского отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» Александра Нестеровича работы «Гижигинской археологической экспедиции» позволяют не только восстановить историю населенного пункта и привлечь внимание общественности к историко-культурному наследию Севера Дальнего Востока России, но и способствуют созданию новых проектов по организации туристических маршрутов. Гижигинск – это первый город на территории Магаданской области, памятник русской культуры XVII–начала XX веков на Севере Дальнего Востока России и он должен занять свое достойное место в истории Российского государства».
В настоящий момент проводится аналитическая обработка материалов, подготовка и оформление научного отчета, составляется документация для включения выявленного памятника в Единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ.
Информация предоставлена И.Ю. Понкратовой
Авторы фото: Регина Лысенкова, Ирина Понкратова, Артем Ковалев, Максим Голохвастов, Виктор Понкратов