Завершился второй этап Молодежной экспедиции "Урал – фронту!"

Участники второго этапа молодежной экспедиции ''Урал – фронту!''
Участники второго этапа молодежной экспедиции ''Урал – фронту!''

21 мая завершился второй этап молодежной экспедиции "Урал – фронту!" были пройдены более 1000 километров по дорогам Курганской и Челябинской областей. На этот раз участниками экспедиции стали ученики 5 и 6 классов Лицея №1 из Шадринска, самые юные представители Молодежного экспедиционного исследовательского центра имени К.Д. Носилова.

Первым объектом стал мемориал в селе Уксянском Курганской области. Это легендарный Т-34-85. Установленный на высоком постаменте из гранитных глыб он возвышается над шоссе Шадринск – Челябинск. Танк призванного из Уксанского в 1941 году Филиппа Семеновича Засыпкина, в 1942 году был подбит. Механик-водитель Засыпкин получил контузию и многочисленные ожоги. Односельчане собрали средства и отправили И. В. Сталину письмо, в котором просили на собранные деньги построить танк и назвать его "Тракторист Уксянской МТС Курганской области". После излечения Ф. Засыпкин получил новый именной танк. На нем экипаж дошел до Берлина. А на постамент танк был установлен в 1978 году, конечно, это не тот на котором воевал Засыпкин, но точно такой же.

dscn3416.jpg

Участники второго этапа молодежной экспедиции ''Урал – фронту!''
Участники второго этапа молодежной экспедиции ''Урал – фронту!''

Далее в селе Верхняя Теча посетили школу носящую имя Михаила Степановича Шумилова. Наиболее известный эпизод биографии М. С. Шумилова – пленение и допрос фельдмаршала Фридриха Паулюса. На протяжении всей свей жизни генерал Шумилов поддерживал связь с родным селом, переписывался со школьниками.

В Челябинске первой остановкой стал Парк Победы с выставкой боевой техники.

В Челябинском краеведческом музее ребята узнали о вкладе в Победу предприятий Челябинска и Челябинской области. О Челябинском тракторном заводе перешедшему в начале войны на выпуск танков. Ребята почтили память челябинцев добровольцев – танкистов, составивших костяк Уральского добровольческого танкового корпуса, формировавшегося на предприятиях Челябинской, Свердловской и Молотовской (ныне Пермский край) областей.

Побывали и у памятника Игорю Васильевичу Курчатову, возглавившему советский атомный проект. Работы по исследованию атомной энергии, в том числе и по созданию атомного оружия в СССР были начаты в 1942 году. С 1945 года важнейшие производства, связанные с этой новой в то время отраслью, были переведены на Урал в Челябинскую область.

На следующий день (20 мая) посетили Уральский автомобильный завод в городе Миассе, эвакуированный сюда в 1941 году. Миасский автомоторный завод с 1944 года начал выпуск грузовиков ЗИС-5В, прозванных в народе "Захар".

dscn3301.jpg

Участники второго этапа молодежной экспедиции ''Урал – фронту!''
Участники второго этапа молодежной экспедиции ''Урал – фронту!''

Ранним утром 21 мая экспедиция выдвинулась в город Сатку на предприятие "Магнезит", здесь не только добывают минерал магнезит, но и производят из него огнеупорные материалы для металлургического производства, этими материалами в годы войны расплачивались за поставки вооружений по ленд-лизу.

В полдень того же дня прибыли в город Златоуст на предприятие "Оружейникъ". В годы Великой отечественной войны в Златоусте производились все виды холодного оружия: кавалерийские шашки, наградное оружие, офицерские кортики и др.

dscn3723.jpg

Участники второго этапа молодежной экспедиции ''Урал – фронту!''
Участники второго этапа молодежной экспедиции ''Урал – фронту!''

На обратном пути остановились на смотровой площадке Коркинского угольного разреза. В годы Великой отечественной войны уголь Челябинского угольного бассейна широко использовался в энергетике и для отопления уральских предприятий.

Не обошли участники экспедиции вниманием природные и культурно-исторические объекты Урала: озеро Чебаркуль с памятником Челябинскому метеориту, Ильменский государственный заповедник имени В. И. Ленина, район добычи золота в Золотой долине Миасса, озеро Тургояк, обелиск на границе Европы и Азии, перевал через хребет Уреньга, где, на высоте около 800 м. над уровнем моря, оказались внутри облака.

Текст: Руководитель Молодежного экспедиционного исследовательского центра, учитель географии МКОУ "Лицей №1" А. Н. Мурзин