Завершился Зимний фестиваль кино "Саратов-Арктика"

Автор фото: Максим Червяков
Автор фото: Максим Червяков

Второй день арктической программы Зимнего фестиваля кино "Саратов-Арктика" и международной акции Русского географического общества "Ночь географии" включал экскурсию по "полярной" улице Саратова и специальный показ в Доме кинофильмов работ легендарных саратовских кинематографистов Владислава Микоши и Александра Згуриди об Арктике. Благодаря показу саратовцы смогли перенестись в мир отечественного кинематографа на заре его развития. Когда фильмы еще не научились озвучивать, но они уже приковывали взгляды миллионов людей. Не удивительно, ведь на экране можно было увидеть то, что происходило далеко, в ледовых морях и неведомых им землях.

Началась фестивальная программа 10 февраля экскурсией по самой "арктической" улице города - улице Челюскинцев, о подвиге которых помнит весь мир. По одной из старейших улиц гостей провела экскурсовод Городского центра имени П.А. Столыпина Наталья Аленичева.

Вернувшись в Дом кино, его руководитель Татьяна Зорина познакомила собравшихся с творчеством наших знаменитых земляков-саратовцев Владислава Микоши и Александра Згуриди. Оба они в разное время снимали в Арктике.

Интересна биография Владислава Микоши (1909–2004) - советского и российского оператора, режиссёра документального кино, сценариста, фотографа, фронтового кинооператора, публициста, Народного артиста СССР, лауреат трех Сталинских премий и Государственной премии СССР.

Не поступив в мореходное училище в Ленинграде по причине случившейся простуды, он вернулся в Саратов. Одно время работал киномехаником в кинотеатре "Искра". В 1934 году окончил операторский факультет в Государственном техникуме кинематографии (в дальнейшем переименованного во ВГИК). С 1931 года в качестве оператора снимал на киностудии "Союзкинохроника".

Микоше удалось снимать спасение пассажиров парохода "Челюскин", который в феврале 1934 года был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море. Экипаж судна и участники научной экспедиции (всего 104 человека, включая двух маленьких детей) вынуждены были высадиться на дрейфующую льдину, на которой продержались два месяца. Начальником экспедиции был член-корреспондент Академии Наук СССР Отто Шмидт.

2.jpg

Автор фото: Максим Червяков
Автор фото: Максим Червяков

Татьяна Зорина рассказала, как проходила жизнь челюскинцев на льдине: они не унывали, сочиняли песни, рисовали карикатуры, выпускали стенгазету под названием "Не сдадимся!". Шмидт читал соратникам лекции по диалектическому материализму и математике. Если позволяла погода, группа расчищала площадку для спасательных самолётов от острых льдин.

Полярные летчики, забиравшие челюскинцев со льдины, совершили невозможное. Именно для них было впервые учреждено самое почетное звание страны — Герой Советского Союза.

Татьяна Викторовна зачитала трогательный отрывок о последних минутах жизни парохода из книги Владислава Микоши "Я останавливаю время". Она рассказала, что обработанные отрывки показанного фильма передала в свое время Дому кино жена Микоши, актриса и кинорежиссёр Джемма Фирсова (1935–2012).

Обсуждая фильм, знаменитый полярник, почетный гость мероприятия, член Саратовского областного отделения РГО и Союза писателей России, Игорь Смилевец поделился: "Арктика осталась Арктикой, той же, что она была в экспедициях 1933–34  годов … 1937 год был самый тяжелый, когда на севере было зажато льдами более 30 кораблей, в том числе ледоколов. В это время и самолетов специальных не было. А уж тем более приспособленных для эвакуации людей в условиях непредсказуемой полярной погоды. Были "юнкерсы", которые делались под Москвой на секретном немецком заводе. В таких условиях совершать перелеты в Арктику, спасая жизни людей, это подвиг".

Продолжился кинопоказ работами советского и российского кинорежиссёра, сценариста, педагога, телеведущего, публициста, одного из основоположников советского научно-популярного кино, Народного артиста СССР, лауреата трёх Сталинских премий второй степени Александра Згуриди (1904–1998).

В рамках фестиваля были показаны две небольшие его работы, которые передала организации жена Згуриди, Нана Клдиашвили. Нана Георгиевна – также режиссёр и автор сценариев научно-популярных фильмов. Она была ученицей Згуриди и впоследствии работала вместе с ним.

Татьяна Зорина рассказала интересные моменты из биографии Згуриди. Оказывается, работая режиссёром на студии "Мостехфильм" (позднее "Центрнаучфильм") Згуриди снимал животных в естественной среде обитания, для чего приходилось много ездить и выдумывать новые способы съёмки.

С 1968 по 1975 год Згуриди был создателем, автором и первым ведущим телепередачи "В мире животных". Неудивительно, что его работы получили всемирное признание. Умение так мастерски, интересно и драматично в небольших отрывках воссоздавать жизнь диких животных в естественных условиях, доказывает, что Александр Згуриди был большим профессионалом своего дела, обладающим терпением и упорством в достижении поставленных целей.

Николай Левицкий, советский кинорежиссёр и сценарист документального кино, говорил о Згуриди, что он, отдал "всего себя, всю свою жизнь одной, поглотившей его целиком теме любви к нашим братьям меньшим. Он посвятил своё режиссёрское дарование воспеванию природы. Не поэтическому созерцанию, а активной борьбе за сохранение разнообразия природы, за сохранение равновесия в её среде".

Все присутствующие высоко оценили работы Александра Згуриди.

4.jpg

Автор фото: Максим Червяков
Автор фото: Максим Червяков

После показа Игорь Смилевец поделился своим впечатлением: "Я не могу себе представить, как Згуриди снимал. Ведь тогда никаких фотоловушек не было. А нужно было заснять и тюленя, и белого медведя, которые чуют человека. Для этого строили, возможно, специальный белый каркас. В любом случае, это показывает невероятное мастерство и драматургию сюжетов Александра Згуриди".

В завершение встречи ее участники выразили огромную благодарность сотрудникам Дома кино, которые своей интересной и содержательной программой рассказали о знаменитых на весь мир земляках-саратовцах и смогли окунуть присутствующих в мир кинематографии первой половины 20 века. А также Городскому центру имени П.А. Столыпина в лице Натальи Аленичевой, за интересную и содержательную экскурсию по полярной улице Саратова.