Землетрясения в Турции и Сирии напомнили о том, что Земля не прекращает активной тектонической жизни

Разговор о минеральных богатствах Курильских островов и Сахалина стал продолжением январской встречи «Литературной минералогии», посвященной Камчатке.

Ужасные землетрясения в Турции и Сирии напомнили в очередной раз миру о том, что планета Земля не прекращает своей активной тектонической жизни. Только она происходит не везде, а в областях современной складчатости, или горообразования.

В истории Земли выделяются следующие эпохи накопления материала и последующего горообразования: беломорская (более 3,5-2,6 млрд. лет назад), свекофенская (2,6-1,9 млрд. лет назад), байкальская (1,9 млрд. – 550 млн. лет назад), каледонская (550-400 млн. лет назад), герцинская (400-210 млн. лет назад), киммерийская, или мезозойская (210-100 млн. лет назад), альпийская, или кайнозойская, современная (100 млн. лет назад – сейчас). На территории Вологодчины – в её глубинах от 250 метров до 2,6 километров и более в разных районах – мы сможем наблюдать лишь следы беломорской и свекофенской эпох складчатости.

Турция и Сирия располагаются в Альпийско-Гималайском складчатом поясе альпийской складчатости. Тектоническая активность в этом поясе наблюдается периодически. Достаточно вспомнить близкое нынешнему по масштабам Спитакское землетрясение 1988 года в Армянской ССР.

Камчатка, Сахалин и Курильские острова входят в Тихоокеанское (Огненное) кольцо современной складчатости. Геологическая активность этой территории связана с её положением в зоне контакта Евразийской и Тихоокеанской литосферных плит. Здесь происходит погружение океанической Тихоокеанской плиты и «подтекание» ее под континентальную Евразийскую плиту (под Курильскую островную дугу), а также «переработка» океанической и формирование континентальной земной коры.

p1510211.jpg


Геолог Анатолий Труфанов. Фото: Валерий Чернышов

Итак, на последней встрече своими воспоминаниями о первых годах трудовой деятельности на Сахалине и Курильских островах поделился Анатолий Труфанов. Конечно, он отметил основные полезные ископаемые этой провинции. Полезные ископаемые Сахалина, не зря называемого «островом сокровищ», включают каменный уголь, нефть, газ, фосфориты (недавно открытые), марганцевые и железные руды (в том числе сидериты, содержащие до 60% железа), хромитовые и полиметаллические руды, графит, яшму, янтарь, а также редкие и особо ценные германий (в бурых углях южного Сахалина) и цеолиты (уникальные сорбенты), разнообразные строительные материалы. Отдельно была дана характеристика минеральным мышьяковистым водам Синегорья.

Южные Курилы – это богатая кладовая полезных ископаемых. Основные перспективы добычи рудного золота связаны с месторождениями и перспективными площадями о. Кунашир. Прогнозные ресурсы Северо-Кунаширского узла оцениваются специалистами в 475 тонн золота, 2160 тонн серебра.

Еще в советские времена геологи на вершине вулкана Кудрявый на острове Итуруп обнаружили фумаролы – места выхода высокотемпературных вулканических газов, где постоянно отлагается крайне редкий в природе минерал – рениит. На долю СССР в 1980-е годы приходилась почти половина мировой добычи рения, но она шла из медно-молибденовых месторождений в Узбекистане и Армении и казахстанских медистых песчаников. Сейчас это сырьевая база других государств. Килограмм рения стоит сегодня 2800 долларов. Наиболее распространенной сферой применения рения является авиационная промышленность и ракетостроение. Используют его также в нефтедобывающей, химической, машиностроительной и радиотехнической промышленности.

Ресурсы рениеносных осадков фумарол вулкана Кудрявый были оценены в 1,85 тонн, а вынос рения действующими фумаролами оценивался в 2,32 тонн в год. Совместно с рением в различных количествах присутствуют молибден, медь, цинк, свинец, олово, вольфрам, теллур, кадмий, золото, серебро, индий, галлий, германий, сурьма и мышьяк. Таким образом, осадки фумарол вулкана Кудрявый – это природная фабрика рения и других ценных элементов.

Южные Курилы богаты также прибрежно-морскими ильменит-магнетитовыми россыпями, образующими «чёрные пески» на пляжах. Из ценных попутных примесей отмечается ванадий, золото, серебро, платина, палладий, индий, скандий и галлий. Прогнозные ресурсы 15 россыпей оцениваются в 13,1 млн. тонн железа, 1,65 млн. т двуокиси титана. Интересно отметить, что в 2010 году ООО «Кострома Уголь» получило лицензию на доразведку и добычу ильменит-магнетитовых песков на месторождении «Рейдовское».

Курилы входят в Курило-Камчатскую провинцию минеральных вод. Прогнозные ресурсы минеральных вод оцениваются в 471,5 тыс. куб. м/сутки. Предполагается расширить санаторий на Горячем пляже, построить доступный бассейн с термальной водой в центре Южно-Курильска.

На Южных Курилах разведано два месторождения парогидротерм (пароводяных смесей, добываемых из природных под­земных трещинных коллекторов): «Горячий пляж» на юго-восточном склоне вулкана Менделеева и участок Кипящий месторождения «Океанское» на о. Итуруп. Сейчас на Кунашире парогидротермы используют для нагрева теплоносителей для домов. Пар температурой 117 градусов по Цельсию, пройдя 5 километров по теплотрассе, остывает до 107 градусов, нагревая теплоносители. После этого горячую воду (около 60 градусов), к сожалению, не используют – её просто сбрасывают в море.

Первый полевой сезон Анатолия Ивановича в начале 1960-х годов был связан с Сахалином. Работа заключалась в инженерно-геологическом обосновании здания будущей школы в шахтёрском посёлке Шебунино на берегу Татарского пролива. Молодому специалисту пришлось выступить в одном лице начальником изыскательского отряда без рабочих, менеджером по персоналу (набор кадров), буровым мастером, геологом и коллектором – специалистом по отбору проб. Кроме всего прочего, сложность была связана с отсутствием в посёлке не только квалифицированных буровых рабочих, но и отсутствием мужчин в связи с периодом путины – заготовки рыбы. Задачи, в конце концов, были решены…

В конце лета 1964 года докладчика командируют на Южные Курилы с заданием провести инженерно-геологические изыскания под проектируемые гражданские и военные объекты на острове Кунашир и Малой Курильской гряде (острова Шикотан, Зелёный). Предстоял следующий маршрут: Южно-Сахалинск – п. Менделеево – Горячий Пляж – Южно-Курильск – Лагунное (месторождение пемзы) – п. Алёхина – п. Третьякова – п. Менделеево – Южно-Курильск – Шикотан – о. Зелёный. Учитывая пограничную зону, отряд должен сопровождать майор Фиофилактов… Работы также были успешно выполнены!

5 октября 1965 года Анатолий Труфанов направляется в Северо-Курильск на о. Парамушир: вначале самолётом через Николаевск, Магадан, Петропавловск-Камчатский на о. Шумшу, затем катером в Северо-Курильск. Задание: провести инженерно-геологические и геодезические изыскания безопасной в отношении цунами площадки под строительство города Северо-Курильск, разрушенного во время катастрофического цунами 1952 года. Анатолий Иванович рассказывает: «Как обычно, вылетаю без рабочих, которых нужно набрать на месте, обучить и выполнить работу. Оборудование, как правило, высылалось в пункт назначения заранее, чтобы по прибытии на объект можно сразу приступить к работе. Но данный объект необычный: ни у кого из изыскателей Сахалинского отделения «ДальТИСИЗ» не было опыта по выбору «цунамибезопасной» площади под будущий город. Мой опыт проведения робот в Южно-Курильске не в счёт, так как там не было таких разрушений, как на севере Курил. Учитывая косвенную информацию о том, что за последние 100 лет самая большая волна на островах Японии и Южном Сахалине не превышала 25 метров, было решено выбирать для застройки пощади с отметками выше 25 метров от уреза воды во Втором Курильском проливе. Всё прошло успешно, хотя позднее я узнал, что высота волны цунами прежде всего зависит от конфигурации береговой линии и геоморфологии берегов (вот почему у Северо-Курильска была самая разрушительная и высокая волна)».

«Отдых» в редкие выходные заключался в походах по окрестностям. Обычно они были сопряжены с приключениями. Поход на вулкан Эбеко проходил в ветреных условиях (район Сопки Ветров) с наличием участков, покрытых снегом. На склоне вулкана располагалось фумарольное поле. Газы с сильным запахом с оглушительным шумом вырывались наружу, но у фумарол можно было согреться. На вершине вулкана располагалась кальдера – циркообразная впадина, образованная в результате провала вершины вулкана. В одном из двух жерл в кальдере, заполненных водой, наблюдалось расслоение жидкости: вода холодной была только сверху, ниже – тёплая, близ берега на дно жерла поступали струйки горячего пара, и стоять на одном месте в воде было невозможно. Это подвигло молодых исследователей на купание, после которого восстановление проходило очень долго!

В Северо-Курильск возвратились затемно. Перед сном радио («тарелку»), чтобы не мешало, выключили. Среди ночи путешественники проснулись от движущихся кроватей и с шумом распахивающихся дверей! Землетрясение! Однако, уставшие, вновь провалились в сон… А утром были разбужены выговорами: все жители города по специальному сигналу через радио поднялись на горные террасы, проведя эту ночь в ожидании возможного цунами…

Члены Вологодского отделения РГО Анатолий Труфанов, Валерий Чернышов